Навигация

Добро пожаловать

Пользователь (Логин):

Пароль:


Запомнить


Пассажироперевозки для своих

В сети
Гостей: 16
Пользователей: 0
На этой странице: 1
Пользователей: 3818, Новичок: Верченко



В.И. Ленин - самый выдающийся человек XX столетия
В.И. Ленин - самый выдающийся человек XX столетия
К 137-й годовщине со Дня Рождения В.И.Ленина
Михаил 23.04.2009

Владимир Ильич Ленин – самый выдающийся человек XX столетия
В канун нового, XXI века, агентство ИНТЕРФАКС сообщило, что в ходе социологического опроса россиян фондом "Общественное мнение", титул самого выдающегося "человека XX столетия" получил Владимир Ильич Ленин. (1) Аналогичный результат был получен и в ходе опроса пятисот политиков, дипломатов, представителей науки и бизнеса из разных стран. Самым выдающимся деятелем уходящего столетия, оказавшим наибольшее влияние на развитие мировой политики, они назвали Ленина. (2) Безусловным лидером общественных симпатий в качестве "человека планеты" стал В.И. Ленин и в ходе специального опроса во всемирной сети ИНТЕРНЕТ. Число отдавших ему голоса (25%) почти в двое опередило ближайшего представителя - физика Э. Резерфорда. (3) И это, несмотря на то, что в СМИ, учебной и художественной литературе постсоветской России преобладают негативные характеристики Ленина без какого-либо объективного подхода.
В чем же причина такого влияния Ленина на умы и сердца людей, что его считают "человеком № 1" XX века? За ответом на данный вопрос обратимся к оценкам В. И. Ленина выдающимися представителями интеллектуальной элиты XX века (философы, ученые, писатели, политические деятели).
Одним их первых теоретических трудов, специально посвященных Ленину и русской революции, стала книга английского философа Бертрана Рассела "Практика и теория большевизма", вышедшая в начале 20-х годов. В целом, будучи противником материалистической концепции общественного развития (его относят к представителям психологизма в социологии), Рассел вместе с тем отмечал правоту Ленина и большевиков в том, что мир нуждается в фундаментальной экономической реконструкции, что ему нужны глубокие изменения в области мыслей и чувств, философии и искусстве, в личных отношениях людей. Смысл политической философии Ленина Рассел видел в обосновании таких изменений, при которых материальное производство стало слугой человека, а не его господином, как это имеет место быть в буржуазном обществе. (4)
Вслед за Б. Расселом многие виднейшие зарубежные философы исследовали вклад Ленина в историю человечества. Венгерский философ Дьердь Лукач в своем труде "Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей" задался целью зафиксировать то, что является центральным в духовном облике вождя русского народа. С его точки зрения в Ленине обрел реально действующую историческую форму самый знаменитый, одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе. Ленин, по утверждению Лукача, как бы практически воплотил в себе теоретическую сущность нового мировоззрения: "... его знание общества в каждый конкретный момент нацелено на действие, общественно необходимое именно в данный момент, потому что его практика всегда представляет собой необходимое следствие из суммы и системы накопленного до того времени истинного знания". (5)
Выдающийся итальянский теоретик - марксист Антонио Грамши в своем творчестве признает Ленина величайшим государственным деятелем современной Европы, который, в отличие от многих буржуазных политиков, опирается на очень широкие социальные силы, на безграничное влияние в трудящихся массах. (6)
Известный американский философ, автор многих работ по проблемам человека, войны и мира, экологи и этики Говард Л. Парсонс написал целый ряд эссе о В.И. Ленине. Развеивая мифы противников Ленина и ленинизма, Г. Парсонс отмечает исключительную целостность ленинской личности, единство чувства, мысли и действия, интеллектуальной одаренности и всестороннего образования, нравственности, умения соединять в себе страстность борца с высокой организованностью государственного руководителя. Ленин и история, Ленин и движение человечества - эти два феномена никогда не противостояли друг другу; они не возвышались и не возвышаются друг над другом, но находятся в отношениях гармонии и единства. "Ленин, - пишет в этой связи Парсонс, - был творцом истории, но он одновременно был и ее творением... Он понимал нужды народа, видел перспективу развития общества, преграды на его пути и силу революционных масс России и Европы". (7)
Д. Лукач, А. Грамши и Г. Парсонс были представителями философского течения, которое именуют обычно "западным марксизмом", но такой же неизменный интерес к феномену Ленина проявляли и проявляют философы немарксистских (и даже антимарксистских) направлений. Один из виднейших представителей прагматизма - Джон Дьюи, посетивший в 1928 году Советский Союз, с большим душевным подъемом написал об увиденном в своих работах "Новая республика" и "Впечатления от Советской России и революционного мира".
Ученик Дьюи Джон Соммервил, стажировавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1937 г.г., в одном из своих исследований документально обосновал выводы об отсутствии у Ленина идей о героическом меньшинстве, свергающем правительство, а также о том, что убеждения американских обывателей о склонности Ленина к чистому насилию являются надуманными. Напротив, утверждает Соммервил, ленинизм содержит ряд общих идей, объединяющих его с американской революционной политической мыслью. (8) Еще один философ из США - Говард Селзам с восхищением отмечает, что "по мере того, как я на протяжении многих лет изучал труды Ленина, у меня сложилось мнение, что он обладал исключительной философской проницательностью, хотя и не имел специальной университетской философской подготовки". (9)
К сходным выводам о громадности фигуры Ленина пришли и многие философы русского Зарубежья, являвшиеся, как известно идейными противниками большевизма и его лидера. Так, всемирно известный ученый, обладатель многих престижных премий и титулов, потомок русских князей Николай Александрович Бердяев несмотря на свое негативное отношение к советской власти, в своей знаменитой книге "Истоки и смысл русского коммунизма" очень высоко оценивает личные качества В.И. Ленина.
В ленинском характере, по мнению Бердяева, были типично русские черты: простота, цельность, грубоватость, нелюбовь к прикрасам и риторике. Бердяев добавляет, что "в Ленине не было ничего от революционной богемы, который он терпеть не мог". (10) Бердяев разделяет мнение других авторов и в том, что Ленин, несмотря на жесткую политику, которую он проводил, не был жестоким человеком, он лишь хотел так организовать жизнь, чтобы людям было легче. (11) Аналогичные оценки ленинского отношения к людям дает Максим Горький, часто общавшийся с Лениным в жестокие годы гражданской войны. Не было случая, по воспоминаниям Горького, чтобы Ленин отказал ему в его ходатайстве о судьбе представителей интеллигенции, генералитета, дворянства. (12) Горький отмечает также, что несмотря на резкость с людьми, иногда не щадящую их самолюбия, Ленин много раз в своих отзывах об этих же самых людях высказывал восхищение и удивление их талантами, упорством, моральной стойкостью. Что касается ленинского характера, то Горький считал, что был «он насквозь русский человек с «хитрецой» Василия Шуйского, с железной волей протопопа Аввакума, с необходимой революционеру прямолинейностью Петра Великого». (13)
Большой круг как западных, так и отечественных ученых, не разделяя политических взглядов В.И. Ленина, уважал в нем человека и называл его имя в ряду самых выдающихся мыслителей XX века. Вот как выражал свое отношение к Ленину лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн: "Методы действия и борьбы Ленина мне кажутся нецелесообразными, но Ленин с полным самопожертвованием действовал для осуществления социальной справедливости... Ленин - хранитель и обновитель совести человечества". (14)
Бывший член ЦК партии кадетов, академик В.И. Вернадский, которого называют "Ломоносовым XX века" в своем дневнике 5 августа 1941 года написал: "Сейчас исторически ясно, что, несмотря на многие грехи и ненужные - их разлагающие жесткости, в среднем они (большевики) вывели на верный путь... исторически Ленин и Сталин стояли на правильном пути". (15)
Известный английский физик и автор фундаментальных работ по истории науки, Джон Бернал полагал, что Ленин по широте своего кругозора и интеллектуальной силе своего мышления был крупнейшим ученым своего времени, если бы он не был мировым политическим вождем, то благодаря своему вкладу в философию и политэкономию в любом случае был бы признан как один из самых даровитых интеллектуалов. (16)
Многие отечественные и западные ученые особо отмечали творческое развитие В. И. Лениным материалистической диалектики, которая, по их убеждению, в наибольшей степени отвечает современным общенаучным представлениям. (17)
Всемирно известный писатель - фантаст, эволюционный коллективист Герберт Уэллс, не разделяя марксистских взглядов Ленина, считал его великим человеком, оригинальным мыслителем, обладающим огромным авторитетом, основой которого были трезвость суждений и дальновидность. (18) Перед личностью Ленина преклонялись и такие известные писатели, как Ромен Роллан, Анатоль Франс, Томас Манн, Лион Фейхтвангер и многие др.
Чрезвычайно актуальным представляется сегодня мнение Бернарда Шоу о Ленине и его практике социалистического строительства в России. Так Шоу полагал, что если ленинский эксперимент в области нового общественного устройства не удастся, то цивилизация потерпит крах. Ибо когда предыдущие социальные системы достигали ступени, которой достигла сейчас капиталистическая цивилизация, начиналось быстрое разложение, сопровождавшееся полным крахом всей системы и возвращением к состоянию дикости. Ленин же, по мнению Шоу, построил систему, которая поможет обойти эту ступень, но только в том случае, если довести до конца его эксперимент, а если же этот эксперимент будет сорван, неизбежно произойдет крах человеческой цивилизации. (19)
Таким образом, оценка Ленина мыслителями и художниками, чьи имена являются гордостью мировой цивилизации, вступает в весьма сильное противоречие с мнением о нем так называемой демократической интеллигенции постсоветской России. Сегодня мы стали свидетелями массированных, но, в общем-то, жалких потуг очернить и перечеркнуть имя и дело Ленина. Некоторые политиканы вынашивают планы по перезахоронению его тела и разрушению ленинского мавзолея. Патриотическая общественность расценивает такие планы как безнравственные и кощунственные, как надругательство над народной памятью о В. И. Ленине. Граждане России, и в этом убеждает общественное признание Ленина человеком XX столетия, не допустят унижения их национальной гордости и чести. Никому и некогда не удастся стереть с лица истории великий и яркий образ русского гения! Следует отметить, что в историческом процессе после определенного застоя и социальной деградации (именно такое время переживает сегодняшняя Россия) всегда начинается новый подъем, требующий революционной методологии. Логично предположить, что в грядущей эпохе социалистического Возрождения ленинская методология, бесценный ленинский опыт социального творчества, будут, несомненно, востребованы.

Примечания:
1. Советская Россия, 2000, 30 декабря.
2. Правда, 2000, 21-24 апреля.
3. З.Советская Россия, 2000, 22 апреля.
4. Рассел Б. Практика и теория большевизма. М, 1991. С.7
5. Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей. М., 1990. С.137
6. Грамши А. Суверенитет Закона. / Грамши А. Избранные произведения в 3-х т. Т. 1. М.,1960
7. Парсонс Г. Человек в современном мире. М., 1985. С. 38.
8. Парсонс Г. Указ. Соч. С.65.
9. Там же. С.78.
10.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991. С. 94-95.
11.Там же. С. 97, 102.
12. Горький М. Он разбудил Россию // Комсомольская правда. 21.01.1990 г.
13. Там же.
14. Народы мира о Ленине. М, 1970. С.79.
15. Вернадский В.И. Коренные изменения неизбежны. //Литературная газета. 18.03.1988.
16. Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1956. С. 582.
17. См.: Уоддлингтон К. На пути к теоретической биологии. М., 1970; Ланжевен П. Избранные произведения. М., 1949; Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1974.
18. Уэллс Г. Действительно великий человек Бессмертия. / Иностранные писатели о Ленине.
19. Шоу Б. Из речи для звукового фильма о Ленине. Бессмертие. С. 383 - 384.

М. И. Козлов, старший преподаватель кафедры философии Архангельского государственного технического университета (выпускник СВВАУЛШ – 1972).


отправить статью версия для печати
>> Список статей в этой категории
<< Назад на главную страницу статей

Оценка
Статья была оценена:  6.0 - 26 голосов


При цитировании ссылка на сайт СВВАУЛШ обязательна.