Кафедра математики развивалась на базе педагогического коллектива, созданного в филиале АВВАУЛ. Первое время кафедра продолжала размещаться там, где и была при филиале АВВАУЛ – в трехэтажном учебном корпусе (ныне казарма 4 факультета), но в 1980 году с вводом в строй нового учебного корпуса кафедра разместилась на его четвертом этаже. Вслед за первым начальником – Макиенко В.И. кафедрой руководили Голубев Е.В. и Озерецковская М.М. Дисциплина «Высшая математика» преподавалась курсантам всех профилей на протяжении двух лет. Каждый семестр по изученному разделу была предусмотрена отчетность – экзамен или зачет. Для многих будущих авиаторов, штурмующих небо, она становилась серьезным препятствием к достижению заветной мечты.
Не одно поколение летчиков и штурманов научили покорять интегралы Шкурко Л.Д., Кархина Н.М., Кочкина К.П., Шереметьева В.П., Старчевая Т.Б., Горбаченко В.И., Сергеев Ю.Ф., Докучаев В.Д.
В числе ученых кафедры были: кандидаты наук Орлов А.С., Муганлинский С., доценты Шкурко Л.Д. и Озерецковская М.М.
Долгое время лаборантом кафедры была участник Великой Отечественной войны Воронина Т.А.
Кафедра физики также на момент создания училища была уже сложившимся коллективом, которым в первые годы продолжал руководить Загорулько И.П. Но вскоре на посту заведующего кафедры его сменил кандидат наук Токмаков В.И. Позднее кафедру возглавляли вновь Загорулько И.П., Четвериков Е.И., Дмитриев Б.П.
Гордостью кафедры были ее ученые – кандидаты наук Токмаков В.И., Дмитриев Б.П., старшие преподаватели Ковалев А.Н., Несис С.Е., преподаватели Истошин и Шаталов А.Ф.
Много времени и сил становлению кафедры и ее развитию отдали преподаватели Берро Л.Г., Четвериков Е.И., Чернышов Н.К., Аргазцев Ю.Г., В разные годы на кафедре работали Жилина В.В., Резникова Р.А., Шагрова Г.В. Воплотить в практику занятий с курсантами все новое и передовое преподавательскому составу помогал лаборантский персонал. В этом деле особые заслуги принадлежали старшим лаборантам Голованевой А.П., Репиной А.П., Антонову В.В.
Кафедра технической механики и материаловедения , в отличие от кафедр математики и физики, была многопрофильной кафедрой, где изучались не одна, а несколько учебных дисциплин – инженерная графика, теоретическая механика, сопротивление материалов, конструкция и прочность самолетов. Поэтому и коллектив преподавателей сложился особенный – здесь были и гражданские педагоги, и бывшие летчики, и бывшие военные авиационные инженеры.
В разные годы это подразделение училища возглавляли Широких В.В., Головченко А.Н., кандидат наук, доцент Жилина В.В. Основу коллектива составляли педагоги, постоянно работавшие на кафедре. Среди них были – кандидат наук, доцент Топоров В.А., Четвериков Е.И., Лукашин В.В., Гольтяпин Б.Н., Головин В.Г. Большим инициатором рационализаторской и изобретательской работы на кафедре был Нагорный В.В.
Опытный коллектив педагогов сложился в училище на кафедре иностранных языков. Еще в стенах Ставропольского РТУ освоили свой предмет Червакова Г.Н., Терехова Н.Г. Именно им и было предоставлено право поочередно руководить коллективом кафедры первое время. Позже им на смену пришел Рачко Г.С., а затем кандидат наук Решетов А.Г. Фамилии опытных учителей до сих пор в памяти ветеранов училища и его выпускников. Среди них – Фролова З.А., Уханова Г.Л., Костикова Г.А., Леонтьева Е.А., Роик Т.В., Тихоненко А.Ф. Учебный процесс на кафедре обеспечивали Татаринцева Н.К., Паршина Е.Г., Соловьева З.И., Зайцева А.К., Палёнова Э.А., Эйсмонт В.Г., Свекольникова Т.И., Дреманова Н.А., Шульгина О.В.
В интересах летной подготовки курсантов в состав училища были включены учебные авиационные полки
(УАП) и учебные истребительные авиационные полки (УИАП).
382-й УАП (войсковая часть 22460 или 22467) располагался на аэродроме Ханкала. Командовали полком в разное время полковники Питерский Л., Губский В.М., Хромченко А.В., Фисун В.Н., Павельев И.И. На вооружении полка состояли учебно-тренировочные самолеты Л-29, Л-39.
762-й УАП (войсковая часть 31531) базировался на аэродроме Холодногорск. В Ставропольское ВВАУЛШ этот полк попал из-под Саратова с аэродрома Сокол, принадлежавшего Саратовскому ВВАУЛ. После того как Саратовское авиационное училище стало вертолетным, полк был передан Армавирскому училищу, но продолжал находиться на прежнем месте. В этот период полком командовал полковник Дударенко А.И., ставший с 1969 года заместителем начальника СВВАУЛШ по летной подготовке. В составе полка было шесть авиационных эскадрилий. К новому месту базирования – на аэродром Слепцовская полк прибыл в составе четырех эскадрилий. Остальные две были переданы в 382-й УАП. По окончании строительства аэродрома в Холодногорске полк обрел свое постоянное место базирования.
С переходом полка в состав СВВАУЛШ командиром 762-го УАП был назначен полковник Иевлев В.В. Позже полком командовали полковники Харламов А., Дудкин П.Е., Макаров В.Н., Горчаков Н.В. На вооружении части состояли учебно-тренировочные самолеты Л-29.
218-й УИАП (в/ч 45157) занимал аэродром Сальск. Полк был сформирован в составе Армавирского ВВАУЛ в 1968 году. Днем части было определено 20 ноября. Командирами полка последовательно были полковники Попов Ю.А., Левинцов Е.Н., Симонов В.И., Петраков, Бедарев В.Ф., Севрюков О.А., Алёшинский Г.П., Прошкин С., Шендра С.А. Первое время полк был оснащен истребителями Су-9 и МиГ-17, но вскоре им на смену пришли самолеты Су-15, Су-15тм и МиГ-23.
700-й УИАП (в/ч 28153), дислоцировавшийся в Тихорецке, вместе >с частями обеспечения (ОБАТО – в/ч 28159, ОБСРТО – в/ч 25894) также был передан Ставропольскому училищу из состава Армавирского ВВАУЛ. На вооружении полка состояли истребители МиГ-17 и Су-15. Командирами полка были полковники Бабанин В.Д., Крюков Н.П., Жарков В.В., Бреславец Н.Н., Прищепенко П.А.
В качестве лагерных аэродромов полки училища использовали лагерные аэ родромы – Слепцовскую, Светлоград, Кореновск и Зимовники.
В мае 1975 года аэродромная сеть училища, простиравшаяся по Ростовской области, Краснодарскому и Ставропольскому краям, Чечено-Ингушской АССР, пополнилась еще одним аэродромом – Мариновкой в Волгоградской области из состава Бакинского округа ПВО. Этот аэродром также стал использоваться как лагерный (полевой).
В штате училища насчитывалось около 630 самолетов. В учебных авиационных полках имелось по 128 учебно-тренировочных самолетов, в УИАП – по 87. Все полки были четырехэскадрильного состава. Две эскадрильи работали на основном аэродроме, две другие – на лагерном. Каждая эскадрилья в свою очередь имела по четыре авиазвена.
Первые годы подготовка летного состава велась на самолетах Л-29, УТИ МиГ-15, МиГ-17 и Су-9. С 1971 года на вооружение учебных истребительных авиационных полков (УИАП) стали поступать истребители Су-15. В 1977 году часть самолетов Л-29 в учебных авиационных полках была заменена новыми чешскими машинами Л-39. В 1982-1983 годы училище получило новую авиационную технику третьего поколения – самолеты-истребители МиГ-23М. На нее перевооружился 218-й УИАП .
Также из состава Армавирского ВВАУЛ в состав училища перешла 163-я отдельная учебная авиационная эскадрилья (в/ч 27926) – аэродром Михайловск (аэропорт Ставрополь). На вооружении 163-й ОУАЭ находились самолеты Ли-2ш, Ил-14, Ан-2, Ан-14, Ту-124ш. Командирами эскадрильи были подполковники Советников С.И., Тимошин А.Г. В 1977 году 163-я ОУАЭ получила на вооружение самолеты Ан-26ш.
Для обеспечения полетов на
аэродромах училища штатом были предусмотрены части обеспечения:
2205-я авиационно-техническая база (в/ч 27927), созданная на основе 138-го ОБАТО, принадлежавшему филиалу Армавирского ВВАУЛ, обеспечивала полеты на аэродромах Михайловский и Холодногорск. В разные годы базой командовали полковники Концевич А.В., Ахметов Я.Г., Каравай А.Г., Подпорин И.Г., Борисов Г.О. и Гольц Л.С.;
61-й отдельный дивизион связи, радионавигации и посадки самолетов (ОДСРПС) – войсковая часть 27928 – первый командир подполковник Горлач Е.Е. Место дислокации – аэродром Шпаковский. С 1 декабря 1982 года переформирован в 1295-ю отдельную роту связи и радиотехнического обеспечения;
249-й ОБАТО и 1087-й ОДСРПС (командир части подполковник Гавриленков В.М.)– части обеспечения 218 УИАП (аэродром Сальск);
232-й ОБАТО и 942-й ОДСРПС (командир части подполковник Боев С.И.) – части обеспечения 700-го УИАП (Тихорецк);
95-й ОБАТО (в/ч 4456_) и 1203-й ОДСРПС (в/ч 55717, последние командиры – подполковники Гальперин Л.Б., Ламонов А.И.) – части обеспечения 382-го УАП (Ханкала);
203-й ОБАТО (расформирован в 1970 году) и 1284-й ОДСРПС (в/ч 65268, командиры – …, майор Кутузов Н.И., подполковники Зайченко Ю.Б., Чугунов А.А., Подкопай И.Г.) – части обеспечения 762-го УАП (Холодногорск);
166-й авиационный гарнизонный полигон;
22-я автомобильная кислородно-добывающая станция (аэродром Михайловский);
25-я инженерно-аэродромная рота (аэродром Холодногорск).
Кроме принятых частей, училищем были сформированы 320-я лаборатория авиационной медицины, отдельное стрелковое отделение охраны КГБ, команда сторожевой охраны и пожарный надзор.
Согласно директиве Главного штаба Войск ПВО страны от 12.02.1970 года, в 1970 году в училище были дополнительно сформированы:
563-я стационарная войсковая авиационная ремонтная мастерская (аэродром Михайловский);
68-й авиационный гарнизонный
полигон истребительной авиации (аэродром Сальск).
Много позже, в 1981 году, в состав училища вошла 127-я учебно-тренировочная станция в поселке Агой Краснодарского края, на которой отрабатывались вопросы выживания летного состава.
По вопросам обеспечения полетов части обеспечения находились в подчинении командиров авиационных полков, а по специальным вопросам замыкались на заместителя начальника училища по тылу (ОБАТО) и на начальника связи (ОДСРПС). В разные годы в должности начальника связи училища проходили службу подполковники Савченко Н.П., Бавыкин И.П., Брель, Чугунов А.А.
Свою лепту в дело подготовки авиационных кадров для авиации ПВО вносила медицинская служба училища, которой в разное время руководили подполковники медицинской службы Мельников А.М., Лобань Ю.М., Полянский Н.В. Добросовестно вели работу по сохранению здоровья постоянного и переменного состава училища Журавель В.Г., Федорчук А.М., Шабанов А.М., Ардеева А.Л., Гридин Н.В., Днепрова Н.С. , Ошкодер А.И., Кравченко Т.С., Аборнева Т.А., Дубовкина В.Г., Пушнов Н.В., Плаксина О.С., Чумакова Н.А., Киселева Н.Г., Бабура Т.Я., Терехина А.А., Маслова В.В., Книга С.А., Гунько В.С., Жидкова З.А., Яшина Н.П., Логачева Е.В.
Курсанты училища организационно были сведены в два батальона – 1-й (летный) и 2-й (штурманский). Батальоны состояли из управления (помимо командира в каждом был замполит, секретарь парткома и секретарь комсомольской организации) и нескольких рот. На каждом курсе батальона имелись одна – две учебные роты по 150-200 курсантов. Курсанты профиля ШО организационно входили в роты штурманского батальона.
|