Навигация

Добро пожаловать

Пользователь (Логин):

Пароль:


Запомнить


Пассажироперевозки для своих

В сети
Гостей: 17
Пользователей: 0
На этой странице: 1
Пользователей: 3821, Новичок: Верченко



История СВВАУЛШ (3)

Первый (летный) батальон курсантов в разные годы возглавляли полковники Смолин В.П., Постников Л.П., Булавин Г.Г., майор Шевчук В.А. (ВРИД). Должности заместителей по политчасти исполняли подполковники Голованев Р.В., Сурма Ф.Н., Косовец В.В.


Обязанности секретаря комитета ВЛКСМ батальона исполняли офицеры Зенков, Горохов О.Н., Януш С.В.


Ротами, входившими в состав батальона, командовали майоры Стаховский В.И., Васильченко А.В., Храновский А.П., Коломийцев Н.Н., Плешков А.С., Егоров В.Н., Булавин Г.Г., Балюконис В.И., Бурбовский В.П., Буняев В.А., Исаев А.А., Никашин В.А., Бутов, Москаленко В.В.


Командирами взводов служили Бурбовский В.П., Перцев В.В., Кутас А.И., Исаев А.А., Саулин В.В., Плешков А.С., Узневичюс Р.Р., Егоров В.Н., Митрофанов В., Буняев В.А., Балюконис В.И., Романенко В.В., Ефимов В., Ребров В., Соколенко В.В., Тимонюк В., Горин Н., Ротов С., Скрынченко В., Фролов С.И., Панухин И.Г., Шацкий В.Д.


Вторым батальоном командовали полковники Диянок В.А., Добронравов В.П., Марченко В.В., майор Табырца В.И. Замполитами батальона в разное время были подполковники Добронравов В.П., Миловидов О.А., Меркурьев А.Ф., Волков А.В., Локайчук Н.Ф.


Секретарями парткома батальона являлись капитаны Супрунов П.И., Чичеров А.В. Секретарями комсомола служили капитаны Локтионов В., Тимофеев С.А., Лысенко В.В., Давыденко Е.И.


Ротное звено возглавляли майоры Пономаренко А.С., Тельбух Б.Г., Данько А.С., Борода А.С., Овчелупов И.Ф., Колесов Ю.И., Сидоров И.В., Чуев Н.А., Романцевич И.А., Говоров Н.В., Плавинский В.И., Шкляр Н.М., Шевчук В.А.


Взводами командовали офицеры Макаренко И., Терещенко, Бектемиров М.А., Лунин Н., Евлашкин, Узневичюс Р.Р., Никашин В.А., Заводнов А.А., Попов А., Шкляр Н.М., Гвозденко Ю.Г., Голенко А.Н., Чичеров А.В., Чуев Н.А., Супрунов П.И., Вах П.И., Ткачев А.Ф., Архипенко А.П., Табырца В.И., Шевчук В.А., Сергеев А.М., Пошвенчук О.Н., Кощеев О., Кузнецов Д.К., прапорщик Гончаренко В.П.


Учебный процесс курсантов всех трех специальностей имел свои особенности, но начинался для всех одинаково – с курса молодого бойца, который проводился в войсковом приемнике неподалеку от хутора Грушовый. Тридцать дней под палящим августовским солнцем на строевом плацу выдерживали не все новобранцы. Прошедшие это испытание после принятия присяги начинали учебный год на основной территории училища с изучения общеобразовательных дисциплин. С декабря будущие летчики осваивали азы специальных дисциплин. В этот период основное внимание уделялось аэродинамике, навигации, технике пилотирования, конструкции и эксплуатации летательного аппарата, а также действиям в особых случаях в полете. Параллельно с теоретической подготовкой шли практические прыжки с парашютом, отрабатывалось наземное катапультирование, полеты на тренажере. После сдачи зачетов курсантам предоставлялся двухнедельный каникулярный отпуск, по окончанию которого они обязаны были прибыть на основные и полевые аэ родромы. С марта начинались полеты с инструктором на учебно-тренировочных самолетах Л-29 и Л-39. Теоретическая подготовка не прекращалась и в ходе летной практики, которая заканчивалась в сентябре. К этому моменту практически все курсанты вылетали самостоятельно. На втором курсе обучение строилось почти так же как и на первом. Освоение учебно-тренировочных самолетов продолжалось. На 3-м и 4-м курсах после глубокого изучения нового типа самолета курсанты направлялись в учебные полки училища, оснащенные боевыми истребителями МиГ-17, УТИ МиГ-15 (позднее – Су-15, Су15ТМ или МиГ-23П). Налет курсанта к концу обучения на самолетах МиГ-17 и УТИ МиГ-15 составлял более 300 часов. Курсанты выполняли полеты ночью в простых, а днем – в сложных метеоусловиях, что фактически соответствовало уровню военного летчика 2-го класса. С переходом на новую авиационную технику налет курсантов снизился до 180-220 часов. Новые сверхзвуковые самолеты имели существенные ограничения по посадочному весу и после каждого вылета должны были заправляться топливом.


Обучение штурманов-операторов не претерпело существенных изменений со времен, когда первых специалистов данного профиля стал готовить филиал Армавирского ВВАУЛ в Ставрополе. Их подготовка была отчасти схожа с процессом подготовки летчиков, однако летная практика проходила в основном на аэродроме Шпаковский в 163-й ОУАЭ. Со снятием с вооружения самолетов Ту-128 и Як-28 в войсках появился новый двухместный самолет МиГ-31, и выпускники СВВАУЛШ профиля ШО направлялись по выпуску в истребительную авиацию на данный тип самолета или в транспортную авиацию.


Подготовка курсантов по профилю ШБУ велась в основном непосредственно в училище. Первый курс был насыщен изучением общеобразовательных дисциплин. Первые спецдисциплины начинали появляться на втором курсе, по завершении которого курсанты направлялись в учебные полки училища на двухнедельную практику в должности штурмана наведения. Третий и четвертый курсы в основном отводились на изучение профильных дисциплин – боевое управление авиации ПВО, теория и методика приборного и глазомерного наведения, АСУ авиации ПВО и т.п.


Идеологической закалке будущих летчиков и штурманов способствовало изучение марксистко-ленинской философии, политологии, партийно-политической работы, политэкономии, научного коммунизма и других дисциплин.


По выпуску курсанты всех специальностей сдавали государственные экзамены. Выпускники летного батальона получали в диплом оценку за летную практику, тактику истребительной авиации, аэродинамику и динамику полета, конструкцию и эксплуатацию самолетов, двигателей и авиационного оборудования. Штурманы-операторы должны были сдать летную подготовку, тактику авиации ПВО, самолетовождение, радиотехнические средства самолетовождения и перехвата. Будущие офицеры боевого управления по выпуску сдавали госэкзамены по теории и методике наведения, тактике Войск ПВО, средствам автоматизации управления авиацией ПВО. Кроме того, все выпускники проходили проверку на зрелость по научному коммунизму.


Ввиду отсутствия в войсках достаточного количества подготовленных штурманов-инженеров боевого управления, в январе 1972 года в училище было создано отделение заочного обучения по данному профилю. Начальником отделения заочного обучения был назначен преподаватель кафедры радиотехнических средств самолетовождения майор-инженер Г.А. Панухин. Отделение просуществовало до 1979 года, произведя три набора и подготовив для войск и вузов десятки человек с высшим образованием. Среди слушателей были и офицеры Ставропольского ВВАУЛШ – майоры Данько А.С., Пузиков И.П., Стыценко В.Г., капитаны Буняев В.А., Колесов Ю.И., Корабельников В.И., Кочкин Ю.С., Рыбалко А.Н., Булавин В.Г., Узневичюс Р.Р., старший лейтенант Булавин Г.Г. и другие офицеры, впоследствии долгое время служившие в нем.


Одновременно с заочной формой обучения в училище был открыт экстернат для подготовки офицеров со средним образованием из числа прапорщиков и сверхсрочнослужащих. Программа их подготовки была рассчитана на три года. Окончившим обучение экстерном присваивалось первичное офицерское звание «лейтенант», выдавался диплом по специальности «командная тактическая средств управления авиацией» с присвоением квалификации военный штурман-техник.


Изо дня в день скрытой от многих глаз, но нужной работой занимались офицеры штаба, строевого отдела и отдела кадров. Должность заместителя начальника штаба училища была ключевой во многих направлениях деятельности подразделений управления училища. На этом посту служили полковники Иванов В.А., Бахмутин В.А. и Петров В.В. В роли старших помощников начальника штаба долгие годы проходили службу подполковники Дробот В.И. и Рыбалко А.Н. – ветераны авиаучилища, работающие и ныне в его стенах на должностях гражданского персонала. Помощниками начальника штаба по мобилизационной работе в разное время служили подполковник Пономаренко А.С., майоры Бахмутин В.А., Дробот В.И., Булавин Г.Г., Данько А.С., Бондаренко А.Г.


Первым начальником строевого отделения (отделение станет отделом только в середине 70-х годов), возглавлявшим его в течение 12 лет, стал майор (позже – подполковник) Попов Я.Н. На этой должности впоследствии работали подполковники Резников А.А. (10 лет) и Алиев Ю.А.


Отдел кадров первоначально возглавил подполковник Пономаренко А.С., но вскоре его на этой должности сменил майор Бахмутин В.А. Вслед за ними начальниками отдела стали подполковники Дубинин Н.И., Спасский А.Н., Жестков Ю.Н. и Бондаренко А.Г. В составе обоих отделов несколько лет служил майор Мигунов В.П.


В жизни училища, особенно первые годы, многие даты становились историческими.


8 апреля 1970 года командующий авиацией ПВО страны, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Боровых А.Е. от имени Президиума Верховного Совета СССР вр учил училищу Боевое Знамя и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР.


24 июля 1970 года училищу приказом Министра обороны СССР установлен годовой праздник – 6 ноября.


26 октября 1970 года в училище состоялся первый выпуск. Он стал одним из самых качественных выпусков за всю историю училища: 86% выпускников сдали госэкзамены на «хорошо» и «отлично», окончили училище с отличием 11 человек, а лейтенанты Василец А.П., Здоров О.Н., Клювин В.Ф. и Петрушечкин В.М. – с золотой медалью.


Путевку в жизнь получили 178 лейтенантов. В основном это были штурманы-операторы, набранные еще в филиале АВВАУЛ в 1966 году. Но были среди выпускников и семеро офицеров , получивших дипломы по специальности «боевое применение средств управления авиацией» с квалификацией «штурман боевого управления». Учебная группа штурманов боевого управления была создана еще в филиале Армавирского ВВАУЛ из числа курсантов, списанных с летной работы по различным причинам. В их числе был будущий начальник кафедры боевого управления училища курсант Нурахметов А.К.


Второй выпуск, состоявшийся в 1971 году, дал авиации ПВО 97 штурманов-операторов. Десять выпускников получили дипломы с отличием, а лейтенант Варнавский В.М. окончил училище с золотой медалью.


Выпуск 1972 года, в отличие от двух предыдущих, был большим по числу выпускников – 325 человек. Больше половины из них получили дипломы с квалификацией «летчик-инженер». Это были первые 195 человек летчиков-истребителей, вышедших из стен Ставропольского ВВАУЛШ ПВО, правда, первый курс обучения они прошли в Армавирском ВВАУЛ, а затем были переведены в Ставрополь на доукомплектование вновь образованного училища. Многие из них стали настоящими воздушными бойцами и заняли высокие командные должности в боевых частях авиации ПВО и ВВС. Среди выпускников этого года было уже 30 офицеров боевого управления. В этом году шестнадцать воспитанников получили дипломы с отличием, трое окончили училище с золотыми медалями.


Выпуск 1973 года в прямом и переносном смысле стал одним из самых «звездных» в истории училища. В этом году из его стен вышли будущие летчик-космонавт Герой России полковник Токарев В.И., главнокомандующий ВВС и ПВО Украины генерал-полковник Торопчин А.Я., заслуженный летчик-испытатель полковник Торохов М.В., начальник Центрального командного пункта ВВС генерал-майор Асадулин А.А. и многие другие офицеры


Воспитание воздушных бойцов, влюбленных в небо, беззаветно преданных Родине и готовых за нее отдать жизнь, требовало серьезной идеологической работы с курсантами. Эти качества прививались не только в ходе учебно-воспитательного процесса, но и во время специальных мероприятий, многие из которых впоследствии стали традициями вуза.


С первых лет существования училища стало традицией проводить воинские ритуалы принятия военной присяги и выпуска молодых офицеров на главной площади города Ставрополя – площади Ленина. Город знал своих воинов и гордился ими. Правда, со временем эти торжества переместились за стены училища.


Еще одной традицией училища была передача эстафеты выпускниками курсантам первого курса, проходившая во время выпуска молодых офицеров. Лейтенанты-летчики, посвящая первокурсников в свою гордую и мужественную профессию, надевали на голову одного из них летный гермошлем. Штурманы-операторы проделывали ту же процедуру с защитным летным шлемом, а офицеры боевого управления вручали новобранцам штурманский портфель.


Говоря о традициях, нельзя обойти и вручение переходящих красных знамен передовикам социалистического соревнования, что в годы советской власти было присуще не только трудовым, но и воинским коллективам. За свое переходящее знамя боролись авиационные полки училища, за свое – части обеспечения.


В этом училищу помогали встречи с известными в стране авиаторами, летчиками-космонавтами, героями Великой Отечественной войны. В разные годы училище посещали трижды Герой Советского Союза маршал авиации А.И. Покрышкин, дважды Герой Советского Союза маршал авиации Е.Я.Савицкий, летчики–космонавты СССР – дважды Герой Советского Союза В.В. Горбатко, Герои Советского Союза Е.В. Хрунов, Г.В. Сарафанов, Ю.Н. Глазков, Н.Н. Рукавишников, И.П. Волк, летчик–испытатель Герой Советского Союза А.Ф. Федотов, Частым гостем на торжественных мероприятиях вуза был летчик-штурмовик Великой Отечественной Герой Советского Союза, почетный гражданин города Ставрополя Г.М. Рябушко.


В 1981 году в связи со смертью известного в стране военачальника маршала авиации Судца В.А. в целях увековечения его имени постановлением Совета Министров СССР от 10.07.1981 г. № 654 и приказом Министра обороны СССР от 09.08.1981 г. № 214 Ставропольскому ВВАУЛШ ПВО присвоено имя маршала авиации Судца В.А.


Герой Советского Союза маршал авиации Судец Владимир Александрович родился в 1904 году под Днепропетровском в семье рабочего. Работал на заводе в Запорожье.


В 1927 г окончил военно-техническую школу ВВС, в 1929 г – военную авиационную школу лётчиков, в 1933 г – курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1933-1937 гг. служил в Монголии, был инструктором-советником командира авиационной бригады, командовал авиационной группой советских ВВС. В 1939 г окончил два курса Военной академии имени М.В.Фрунзе. Участник боевых действий на реке Халхин-Гол и советско-финляндской войны.


Участие в Великой Отечественной войне начал в должности командира 4-го дальнебомбардировочного авиакорпуса. В августе 1941 г Судец В.А. получает назначение на должность командующего ВВС 51-й отдельной армии, входившей в состав Крымского фронта. Именно Судцу принадлежит первый удачный опыт проведения воздушной операции ВВС армии в 1941 г, когда на довольно широком участке фронта удалось достичь господства в воздухе и обеспечить успех контрудара нашими сухопутными войсками, потеснившими 11-ю армию Манштейна.


Но вскоре боевой опыт командующего был востребован в тылу, за Волгой, где были сосредоточены десятки передислоцированных летных и технических школ, запасные бригады и учебные центры, готовившие кадры для фронта. В связи с этим Владимир Александрович с октября 1941 г по сентябрь 1942 г находился на должности командующего ВВС Приволжского военного округа. За время работы на этой должности он сумел организовать, сформировать и отправить на фронт 176 авиационных полков и сотни летных экипажей.


В июне 1942 г генерал Судец В.А. возвращается на фронт в роли командующего 1-й бомбардировочной авиационной армией резерва Верховного главнокомандования, а в марте 1943 г был назначен командующим 17-й воздушной армией. Под руководством Владимира Александровича 17-я воздушная армия вела боевые действия в интересах Воронежского фронта, участвовала в освобождении Донбасса, в битвах за Днепр; отличилась в боях за освобождение Одессы; в ходе разгрома Яссо-Кишеневской группировки противника; в Болотонской и Венгерской стратегических операциях. Полки и дивизии 17-й воздушной армии участвовали в боевых действиях при прорыве блокады Ленинграда и на других направлениях.


Соединения под его командованием сражались на Южном, Северо-Западном, Брянском, Западном, Волховском, Ленинградском, Калининском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах; участвовали в Курской битве, освобождении Украины, Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, Чехословакии.


Большая заслуга генерала Судца В.А. состоит в создании ВВС Болгарии и Югославии.


За умелое руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм 28 апреля 1945 года Владимиру Александровичу Судцу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


В 1946-1949 гг. он занимал должность начальника Главного штаба – заместителя Главкома ВВС. В июне 1949 г по политическим соображениям генерал Судец В.А. был отстранен от занимаемой должности с формулировкой: «Не опирался на партийную организацию», после чего он смог продолжить свое обучение, окончив Академию Генерального штаба. После десятимесячного ожидания в 1951 г был назначен начальником Высших офицерских летно-тактических курсов в городе Липецке.


Сразу после смерти Сталина генерал-полковник авиации Судец В.А. вновь принял должность командующего воздушной армией (Белорусского военного округа).


Через два года, в 1955 г, он был назначен командующим Дальней авиацией и получил звание маршала авиации. В 1962-1966 гг. маршал Судец – Главнокомандующий Войсками ПВО страны – заместитель министра обороны СССР. С 1966 г вплоть до самой смерти находился в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.


В 1964 г был представлен к званию Народный Герой Югославии, а в 1971 г - Герой МНР. За свою долгую службу был награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, Кутузова 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, иностранными наградами. Почётный гражданин городов Запорожье и Тирасполь.


Умер 6 мая 1981 года в возрасте 76 лет. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.


В 1987 году киностудией Министерства обороны СССР был снят получасовой цветной документальный фильм о Ставропольском ВВАУЛШ имени маршала авиации Судца В.А. Училищу было кого и что показать, было кем и чем гордиться.

 

<<< на предыдущую | 1 | 2 | 3 | 4 | следующая >>>

 



При цитировании ссылка на сайт СВВАУЛШ обязательна.