Навигация

Добро пожаловать

Пользователь (Логин):

Пароль:


Запомнить


Пассажироперевозки для своих

В сети
Гостей: 21
Пользователей: 0
На этой странице: 1
Пользователей: 3820, Новичок: Верченко



СВВАУЛШ-77. ПЕРВЫЙ КУРС

СВВАУЛШ-77. ПЕРВЫЙ КУРС


 

Глава 10. Полёты. Внутренний распорядок.


Сегодня я летать не буду, да и никто не будет – предполётная подготовка. На зарядке был дежурный по гарнизону – капитан Пушкин, записал опоздавших и тех, кто не встал с подъёмом. До обеда была предварительная – завтра я летаю по кругу и в зону.


После обеда занимались уборкой, потом замполит гарнизона – майор, построил нас и вывел из строя тех, кого записал Пушкин. Лаврину и Смирнову объявил по трое суток ареста, а остальным – наряды. Наше и третье звенья пошли на ВПП собирать камни. Разделись и пошли по полосе, сначала по асфальту, обратно по грунту. Пришли, уже стоял водовоз, искупались и стали собираться, я не досчитался своих сапог. Думал сначала, что кто-то из наших пошутил, но так и пришлось идти босиком. Пришёл, переоделся в комбез и ботинки.


После отбоя сидел в ленкомнате писал письма.


Сегодня третьим отлетал по кругу. Четыре полёта с Теребилиным. Шестая заправка не состоялась, – только вырулил на ВПП, РП вернул на стоянку – сильный ветер и плохая видимость.


Завтра лечу с «комиссаром» в зону. И ещё выполняю один полёт в зону со своим инструктором. Владимир Фёдорыч сказал, что вместо зон будем пытаться летать по кругу. Сегодня взлетел с правым креном, высота была меньше пяти метров. Вечером снова чистили картошку и обсуждали полёты.


Летал вторую заправку с «комиссаром», вместо зоны дали по кругу. Со своим инструктором тоже вместо зоны – по кругу. Но это и к лучшему.


После обеда пошли в баню. После бани разошлись по станице, облазили все магазины.


Вместо предварительной пошли к Теребилину грузить контейнер, он переезжает в Ставрополь, как и все офицеры эскадрильи. С Васей Кукуевым в ателье заказали брюки. Замполит, майор выступал на подведении итогов и сказал, что некоторые курсанты на следующей неделе будут переводиться на четвёртое упражнение. Перевод на четвёртое упражнение многое значит. Это упражнение на отработку исправления ошибок на посадке. И переводят на него тогда, когда инструктор считает, что курсант «летать будет», то есть – «видит землю на посадке», в полёте адекватен, в общем, - соображает, в лётчики годиться и готов к самостоятельному вылету.


После завтрака все занимались уборкой территории, а у нашей группы и седьмой была предварительная подготовка с майором Теребилиным. Он теперь командир нашего звена. Я должен был идти сегодня в наряд, но иду завтра. Завтра мы летаем на 108-ом самолёте. У меня четвёртая заправка – по кругу.


Слетал я нормально, уже чувствуется самолёт, но взлетаю я всё время по левой стороне ВПП и после взлёта отклоняюсь влево. На разборе полётов инструктор впервые поставил мне «хорошо».


Я заступаю в наряд с Киселёвым Сергеем (Кесей) и Колей Зайцевым. Приходил Кондратенко, Кеся стоял один, я спал. Серёга усыпил бдительность Кондратенко и всё кончилось благополучно.


Сегодня впервые я не участвую в полётах. Самолёты заходят на посадку как раз над казармой, шум стоит страшный, а ведь они летят где-то на оборотах ~ 70 %. Представляю, что здесь творится, когда полёты с обратным стартом. Пришёл начальник штаба эскадрильи капитан Миленко, сказал, что «к нам едет ревизор». То есть должна приехать какая-то комиссия. Мы принялись наводить «марафет». Наши с полётов пришли поздно, у Дзюбинского на взлёте вышли тормозные щитки и не убирались до самой посадки.


Десять человек с эскадрильи поехали в какой-то лагерь возле Карабулака, будут проводить там «Зарницу». У нас была предварительная, я завтра лечу в зону – первая заправка. У меня ещё ни разу не было первой заправки.


Кондратенко увидел, как мы с Гвозденко ели тутовник, обещал дать пургену.


Утром было холодно. Вылетел первым, забыл прибрать обороты после взлёта на высоте100 метров, потом забыл выпустить шасси на траверзе «Т», выпустил поздно. Чувствуется перерыв – 2 дня, а вроде мелочь. Филипенков вырулил на большой скорости, и самолёт развернулся на 120 градусов.


Пришли с полётов «замученные». После обеда «комиссар» дал мне задание – оформить лист соцобязательств. Этим делом я занимался в ленкомнате, дело шло к ужину. А тем временем вся эскадрилья по команде Стрыгина переоделась в ХБ. Стрыгин увидел, что я в комбезе и за это пообещал отстранить меня от полётов, а старшине сказал, чтобы он поставил меня в наряд.


Наш самолёт был разведчиком погоды, и мы снимали с него подвесные баки, заправляли топливом, воздухом. Короче, возились. Подошёл Теребилин и спросил:


— Кто тебя от полётов отстранил?


Я ответил, что Стрыгин. У меня была запланирована вторая заправка, но я уже совсем не собирался лететь. Перед вылетом Дзюбинский пошёл узнать, кто же полетит. Теребилин сказал, чтобы в самолёт садился я. Слетал я с ним вывозной полёт в зону по приборам под шторкой по Упражнению №11.


Суббота, вечером смотрели фильм «Корона Российской империи». Классный фильм.


Утром, как обычно в воскресенье, «развернули» генеральную уборку. Особо отличившихся или «рьяных друзей» старшина направил на туалет и умывальник.


Два дня назад сюда приехали пять человек с ШБУ, 2-ой курс на стажировку, живут они отдельно.


Вечером во время фильма я зашёл в кинобудку, вспомнил, как в Архате, это аул и совхоз в Казахстане, где я после школы работал с отцом на «шабашке», «крутил» кино. «Кинщик» не возражал, и я «вспомнил молодость». Во время фильма пришёл лётчик-инструктор Бондарь – дежурный по гарнизону, и приказал «кончать кино». Половина курсантов ушла, а половина осталась. Короче, кончилось тем, что оставшимся пятнадцати человекам он нашёл работу и всех переписал.


Аксельрод устроил нам занятия по ПДС, - показывал «НАЗ-У-ПВО» и «МТ-002» и рассказывал, что находится в этих «Носимом Аварийном Запасе» и «Мягкой Таре». Потом Пушкин проводил «наземку» по четвёртому упражнению. Сыпал шутками и матами – весёлый мужик.


На предварительной Теребилин сказал, что он уезжает до 22-го августа, за него у нас будет штурман эскадрильи майор Пронин. На завтра у меня запланирована одна заправка.


Перед обедом Стрыгин вывел восемь человек, в том числе и меня, и послал нас в Военторг разгружать муку. За разгрузку машины мы «получили» банку сока.


После обеда «поругался» с Серёгой Д. Он назвал меня «чуркой», я дал ему в морду…


Сегодня должна быть «История КПСС», но преподаватель не появился и наши лежат на кроватях. Я сижу в ленкомнате, доделываю «соцобязательства».


На полётах у меня была вторая заправка. Летал с Теребилиным, никакого настроения не было лететь, не чувствую я себя с ним уверенно – мне кажется всё время, что он всё за меня делает. Он завтра уезжает в Ставрополь.


Ваню Ткаченко перевели на четвёртое упражнение, ему КЗ сказал, что в субботу он вылетит самостоятельно. У нас завтра Вася Кукуев летит на перевод на четвёртое. У Филипенкова самый маленький налёт и он сегодня идёт в наряд. Четвёртое упражнение, это тренировка в исправлении основных ошибок на посадке. Когда инструктор переводит на четвёртое, значит он считает, что курсант готов к самостоятельному вылету. Майор Пронин при переводе на четвёртое упражнение даже посылает мыть туалет, и все бегут с удовольствием.


Получил от Сани Смирнова письмо, оказывается, на практике он был всего две недели – сейчас уже в Грозном. Он меня спрашивает, есть ли самолёт Л-29 и чем отличается от Л-28 – они с кем-то спорили. Это он, наверное, имеет ввиду, Ил-28 - что значит человек, далёкий от авиации.


Наша лётная группа сегодня летает с замполитом Волобуевым, но он не пришёл, заболел. Наш самолёт сначала поставили запасным, потом отдали другой группе. Нам Стрыгин сказал:


— Ждите, я вам найду занятие.


Дзюбинский сразу ушёл наблюдающим. Потом Стрыгин вызвал нас троих на СКП и отправил в казарму к начальнику штаба капитану Миленко. Тот отправил нас к одному офицеру грузить вещи в контейнер. Всё остальное время, пока не пришла эскадрилья, спали.


Теребилин, оказывается, уехал в Караганду, судить какие-то соревнования по авиаспорту. Вечером заступил я с Юрой Артюховым в наряд на КПП.


Наряд прошёл без происшествий. С нами предварительную проводил капитан Бондарь, я должен завтра лететь одну заправку, с кем, ещё не знаю. Сегодня майор Евсеев, это преподаватель, что приехал из Ставрополя и проводит с нами занятия по «Истории КПСС», проверял у нас конспекты. Через неделю будет экзамен по «Истории КПСС».


Подъём сегодня в пять часов. Вторая эскадрилья летает до 21.00. Но полёты «забили» - дождь. Была лекция по «Истории КПСС». После обеда снова предварительная, теперь у меня две заправки - одна со Стрыгиным – два полёта по кругу и один по 10-му Упражнению в зону, и одна по кругу – с инструктором Бондарем. С Бондарем никто летать не любит – он всё время орёт матом. Вообще-то он не злобный – просто нервы у него ни к чёрту. Коля Зверев нашёл средство против этого – тоже ответил матом, Бондарь и замолчал.


Летаем в одну полосу. Сейчас третья заправка. Коля Ларский рулил и съехал с рулёжки, ездили туда, вытаскивали самолёт из грязи. Летал со Стрыгиным – мне показалось, что слетал я плохо. Я думал Стрыгин будет кричать на меня, а он поставил «отлично» - я что-то не понял его. Потом я слетал с Бондарем в зону, он мне показал там бочку. У меня уже «сумасшедший» налёт – 11 часов 14 минут.


В понедельник наша группа снова не летает. Тихас, Кукуев и Филипенков идут в наряд, а я с Дзюбинским - наблюдающими за «воздушной обстановкой».


Суббота. Утром, как обычно – генуборка. Потом мы с Юрой Валезневым пошли за билетами в станицу, а на 5 часов 30 человек из эскадрильи пошли в кинотеатр «Октябрь» на «Калину Красную». Там же, в павильоне, было пиво…


На полётах я пошёл наблюдающим, в 11 часов меня сменил Дзюбинский, и я ушёл в казарму спать. Эскадрилья пришла с полётов где-то около 3-х часов.


Пришли в столовую, а там ещё ничего не готово. Ждали, ждали, потом вышли ждать на улицу, кто-то предложил уйти вообще. Хотели уйти, но какой-то прапорщик и майор уговорили остаться. Когда пришли со столовой, Стрыгин сделал нам «внушение» из-за «капризов».


Перед отбоем смотрели, как вторая эскадрилья летает ночные полёты. Это второй курс. На аэродроме зажгли все огни, прожектора – красота.


После завтрака был развод. Стрыгин сказал, что завтра самостоятельно должны вылететь пять человек, а на этой неделе в общем семь человек.


Потом смотрели фильм о катапультах и действиях после приземления, в нём видели подполковника Анцупова, тогда он был ещё майором.


Была тренировка по «ти-ти-таа-ти». Сейчас идёт предварительная подготовка. Из нашей группы Тихас летит завтра в зону, Филипенков и Кукуев – наблюдающие за воздушной обстановкой, мы с Дзюбинским идём в наряд.


Ночью наряд прошёл без происшествий. Полёты начались с опозданием на 30 минут и проходили с обратным стартом, поэтому самостоятельно никто из наших не вылетел.


 


Глава 11. Перевод на 4-ое Упражнение.


Нас с Кесей и ещё четверых, кто попался под руку, начальник штаба отправил в Военторг разгружать сахар. Разгрузили вшестером машину сахара и стали «сладкими».


Пришли наши с полётов, принесли назад блоки сигарет. Самостоятельно же не вылетали, а полагается по традиции вручить пачку сигарет инструктору, КЗ, комэске, технику самолёта, РП и выложить в «квадрате» для всех. Завтра на нашем самолёте у Ткаченко три заправки, третья – «сам»! У меня четвёртая по кругам с Прониным.


Сижу после отбоя в ленкомнате, пишу предварительную подготовку. Да, сегодня получили «жалованье» и по плитке шоколада – по лётной реактивной норме положено в день 15 граммов шоколада, как набегает 100 грамм, выдают в столовой плитку.


Сегодня Ваня Ткаченко вылетел самостоятельно. Все два круга провожали его взглядами. Прилетел, сфотографировали и стали качать. Так вылетело четверо: Ваня Ткаченко, Гена Тихонов, Серёга Дубовой и Рудольф Биркле. Стол в квадрате был завален сигаретами.


Я слетал с Прониным. В третьем полёте садился на буйки, но в последний момент отвернул с большим креном. Короче, всё нормально.


Последние две заправки «забили» – приказ начальника генерала Голодникова. В честь 18 августа – Дня Авиации.


С утра стали сдавать экзамен по «Истории КПСС». Стрыгин за «бардель» заставил нас заниматься строевой, а сам тем временем наводил «шмонт» в тумбочках – вытащил книги, тетради, майки и бутылку 4-х звёздочного коньяка. Построил нас, прочитал мораль и … разбил её.


Я, Лёша Бельков, Лёша Полищук и Рудольф Биркле пошли в станицу. Я за билетами в кино, они – за «подарками».


Ко мне приехал отец, Стрыгин отпустил меня домой до завтра до 16.00.


Сегодня День Авиации! И я дома в Грозном. Двойной праздник.


Утром проведал родителя Коли Мельничука, моего друга и одноклассника. Коля сейчас в Армии, сержант, где-то служит на аэродроме в охране.


Вернулся в Слепцовку, к КПП подошёл ровно в 16.00. Наши ушли в кино, меня обрадовали – преподаватель по «Истории КПСС» майор Евсеев передавал мне «привет» и «желает» встретиться со мной в Ставрополе во время отпуска – все наши, пока я ездил домой, сдали экзамен.


Вечером командир звена Ноздрачёв приносил кинопроектор – смотрели фильмы. Как-то Праздник Авиации прошёл мимо нас. Настроение какое-то мрачное, «тоскливое» - после того, как съездил домой в Грозный.


Сегодня предварительная, ходили на стоянку, только расчехлили самолёт и тут же ушли. Завтра я летаю с Прониным одну заправку по кругу.


Летаем в одну полосу. Самостоятельных вылетов сегодня не будет. Во втором полёте, вдруг, сделал хорошего «козла». Брал с собой фотоаппарат, но как-то не было возможности его использовать. Завтра летаем с девяти часов, у меня вторая заправка с Прониным.


Наше звено сегодня чистит картошку, мы с Ваней Ткаченко опоздали – пришлось убирать после всех. Не успел написать предварительную, пришлось писать после отбоя в ленкомнате.


На 118-ом самолёте первым летел Коля Зверев, а я оставил на фонаре очки, чуть было не получил втык.


Полетел с Прониным. Во втором полёте не проконтролировал уборку шасси и до второго разворота шлёпал с выпущенными шасси на скорости 280, а должно быть 300. Пошёл к Пронину получать замечания, он дал мне за полёты два наряда «вне очереди» и перевёл на четвёртое упражнение! Ура!!!


В 11 часов я сменил Тихаса, наблюдающего за воздушной обстановкой. Приспосабливал грибок от солнца, он чего-то сломался. Стрыгин, он РП, приказал отремонтировать его. Нашёл тягач, отвезли грибок в ТЭЧ. Пока варили, прожгли дырку в полотнище, кое-как заделал её и понёс на «горбу» грибок обратно.


Заступил сегодня в наряд по эскадрилье с Горошко и Смирновым, дежурный у нас Кеся. По гарнизону дежурным заступил Пушкин. Перед проверкой гонял нашу эскадрилью «строевой».


Сегодня «сам» вылетели – Юра Джасыбаев, Володя Бакаев, Толик Сапелкин, Боря Гурин и Лёша Полищук.


Скорее бы приехал наш инструктор майор Теребилин, а то нашу лётную группу распихивают куда придётся, как бездомных котят. То к свободному инструктору, то вообще по нарядам. Была предварительная, я завтра делаю две заправки – одну по 4-му Упражнению, другую по 10-му, обе с Прониным. Теребилин всё ещё не приехал.


Погода «мокрая», думали забьют полёты, но к началу полётов установилась отличнейшая погода, даже не жарко.


Полетел с Прониным, первая заправка по 4-му Упражнению, сделали шесть кругов. Из задней кабины несутся маты, но чувствую, что посадка получается. Это всего третья заправка, где я чувствую посадку. У меня ещё заправка в зону.


Коля Зверев вылетел самостоятельно, взлетел без закрылок. Юра Обухов «пытался» вырулить на взлёт с закрылками на 30 градусов, это посадочное положение. Смирнова не допустили к «сам». Уже самостоятельно летают двенадцать человек - Ткаченко, Бакаев, Дубовой, Биркле, Тихонов, Джасыбаев, Зверев, Сапелкин, Обухов, Панасов, Гурин и Полищук.


Завтра я лечу по 4-му Упражнению три круга с командиром звена капитаном Бондарем. Будем взлетать и садиться без закрылков, уходить на второй круг и так далее.


Погода паршивая. Слетал разведчик, мы сегодня не летаем. Подвесили подвесные баки, инструктора будут летать в СМУ. Полёты забили вообще. Была лекция по «Военной администрации». Потом смотрели фильм «Даурия».


Слетал с Бондарем. Это был кошмарный полёт полный матов и истерик. Я сначала молчал, потом стал огрызаться, он свирепел ещё больше. Матом я уже не стал ему отвечать – несчастный он человек, его даже жалко. На земле его и не слышно. Всё время молча курит в сторонке.


Появился Теребилин, но он сегодня не летает. Завтра должна быть предварительная. Сегодня «сам» вылетели: Овчинников Славка, Балабанов и Сулейманов.


Была предварительная. Я завтра лечу по кругам с Теребилиным и с Прониным по 8-му Упражнению (Ознакомительный полёт на облёт района аэродрома). Четвёртая и шестая заправки. Между собой мы в своей лётной группе договорились, что кто вылетит первым по 4-му Упражнению, покупает банку сока. Ну, вот я принёс её, и мы «распили» в ленкомнате. Юра Валезнев пошёл в санчасть и его положили, у него болит голова.


Вначале погода была не очень, большая облачность. Но к десяти часам развеялось и стали летать с обратным стартом на высоте 400 метров. Отлетали три заправки и пошёл дождь. Мы с Филипенковым залезли в самолёт, загерметезировались и весь дождь просидели там. Интересно смотреть вверх через фонарь, как капли дождя летят сверху и разбиваются о фонарь.


Сегодня утром Чуракова и Зайцева не допустили к полётам из-за температуры, Чуракова положили в лазарет. Перед полётами Джасыбаеву стало плохо, приехал врач, пожаловались на самочувствие ещё четверо, всех положили в лазарет. Завтра полётов не будет. Какая-то у нас эпидемия!? Перед отбоем сказали, что полёты всё-таки будут.


Утром пошли в санчасть, а там ещё не знали, что полёты будут и вытурили нас. Потом разобрались. Короче, погода неважная, летали по кругу сначала на 500-ах метрах, потом на 700-ах, но с обратным стартом. Я должен был лететь на облёт, вместо этого летал по большому кругу с Прониным. Приближается 7-ое Упражнение. Это самостоятельные полёты. Осталось у меня ещё два полёта по 4-му (Вывозные полёты по кругу на исправление отклонений…).


Всех, кто лежал в лазарете, увезли в госпиталь в Грозный.


Сходили в баню, по пути купил фиксаж и проявитель для бумаги, здесь это большая редкость, приходится «вылавливать».


На завтра запланирован у меня один полёт в зону по 10-му Упражнению (Вывозные полёты по приборам под шторкой) и два круга по 4-му с Прониным.


Летаем в две полосы, старт с МК=280 градусов. Высота 500 метров. Полетел с Прониным, сделали вместо зоны шесть кругов. Прилетели, он посмотрел мою лётную книжку и сказал, чтобы я садился в самолёт. Слетали в зону.


Слава Лопатько застрял на рулёжке, Бондарь, почему-то назвал его «убийцей». Выдали всем фляжки, ходим теперь всё время с ними. Набираем в столовой кипячёную воду и пьём только её. Я иду в наряд с Володей Бакаевым, Витей Череповским и Саней Горошко.


Первый день осени! Заготавливали продукты для лётной столовой, на два дня вместо мяса дали тушёнку. Каждый день ходим в санчасть на осмотр.


Лаврина, Вовенко и Нагорнова увезли в Грозный в госпиталь. Потом Махибороду и Дмитриева. Непонятно, что за болезнь наших «косит», поговаривают про дизентерию. Смотрели фильм «Братья Карамазовы». Скучноватый фильм. Ко мне приезжала мама и сестра.


Вчера была отличная погода, а ночью пошёл дождь, и полёты отбили. Провели «наземку» по 9-му упражнению (Вывозные полёты в зону).


Вечером чистили картошку, её Кукуев и Лопатько выбирали, набрали только крупную, так что мы с ней быстро разделались.


Полётов не будет и сегодня. Заместитель командира эскадрильи майор Стрыгин погнал нас на аэродром, проверяли там кабины на герметичность и делали холодную прокрутку двигателя. После обеда спали, резались в домино. После отбоя мы с Ваней Ткаченко забрались в бытовку и стали печатать фотки.


Уже половина третьего ночи. Сидим с Ваней и глянцуем фотки, стоит Данилова транзистор, что-то орёт, Ваня подрёмывает. На улице дождь, завтра полётов, наверное, не будет.


Да, полётов не было. Ходили на аэродром, проторчали там два часа и пришли назад.


Полётов снова нет, занимается каждый, чем хочет, большинство читают. Завтра должны быть полёты, была предварительная.


После ужина дежурный по гарнизону, какой-то старлей, «пожелал», чтобы мы спели, только потому, что мы «хорошо поели». Мы отказались. За это он затеял нам строевую подготовку, но никто не шёл строевым шагом. Так и ходили пешком до самого отбоя.


Сегодня сделали всего три заправки, летали с 2-х часов, до этого ждали погоду. Я с Прониным слетал в зону по 11-му Упражнению и сделал три круга по 5-му. Из госпиталя вернулись Вовенко и Лаврин.


На разведку погоды полетели Стрыгин с Теребилиным. Прошли в перевёрнутом полёте над ВПП на высоте примерно 30 метров. Когда выходили полубочкой из перевёрнутого полёта, самолёт просел и скрылся и виду за отбойниками. Я думал – всё! Тут же самолёт показался из-за отбойника, расстояние от консоли до земли было не более 3-х метров. С крыла срывались белые жгуты воздуха, как инверсия. После посадки Теребилин негромко ругался матом и курил одну за одной свои «беломорины».


Летали в одну полосу, «сами» вылетели Артюхов и Пономаренко. Я слетал в зону и сделал два полёта по кругу с Теребилиным.


Прилетел «Ил-14» и Теребилин и ещё несколько инструкторов улетели в Ставрополь. Вторую заправку я отлетать не успел. Вечером смотрели фильм «Молодые».


 


Глава 12. Самостоятельный вылет.


Воскресенье, ходили в баню. Сегодня все стираются. Я решил тоже. Пока стирались, солдаты поймали каких-то телят, привязали им к хвостам пустые консервные банки и отпустили. Всем было весело, но только не телятам. Ответственный – Пронин, уже наводил «шмон» в тумбочках.


На разводе Луканин вывел из строя человек десять за подстрижку и грязное ХБ. Была предварительная, я завтра лечу с Прониным четыре полёта по кругу по 5-му Упражнению и один в зону по 9-му. Теребилин сказал, чтобы брали с собой ППК. (Противо Перегрузочный Костюм)


Всей эскадрильей пошли в станицу подстригаться. Я, Авраменко, Сухоносов и Лопатько пошли на базар за арбузом. Один купили, а второй нам мужик так дал.


Три дня стояла отличная погода, а с вечера начался дождь – «закон подлости». Приехал Осецкий. Я написал письмо в училище Евсееву, насчёт экзамена по «Истории КПСС». Приехал из госпиталя из Грозного Коля Нагорнов. Потихоньку их оттуда выпускают.


 



[ Сентябрь 1974г – аэр. Слепцовск – Н. Зайцев, В. Кукуев, Г. Чергизов. ]


 


Слетал с Прониным сразу две заправки без заруливания, три круга и одну зону по 9-му Упражнению. После полёта он спросил у меня:


— Полетишь завтра самостоятельно?


Я ответил:


— Полечу.


Потом спросил, справлюсь ли. Я, конечно, сказал, что справлюсь.


Сегодня на предварительной Теребилин сказал, что я завтра полечу «сам». Проверяющим у меня будет Стрыгин – мой «старый друг». Теребилин долго сидел с нами после предварительной, рассказывал о себе. Много рассказывал интересного. Такое нигде и не прочитаешь. Теребилин где-то в шестидесятые годы летал инструктором в Китае на МиГ-17.


Было интересно слушать рассказ Теребилина о том, как в Китае поначалу техников кормили по лётной норме, а лётчиков – по технической. Когда наши инструктора спрашивали их начальников, почему они так делают, те отвечали, что – «…лётчики катаются на самолёте, а техники работают…». Только, когда лётчики стали терять сознание в полёте, начальники поменяли нормы питания.


Ещё рассказывал Владимир Фёдорович, что в китайском карауле у разводящего было право за грубый проступок часового на посту применять наказание вплоть до …расстрела! Так, однажды за то, что солдат часовой штыком проколол колесо самолёта, когда хотел попробовать его крепость, разводящий отвёл того несчастного часового за капонир и …расстрелял!


Возить китайцев приходилось долго, как рассказывал Теребилин, теоретически подготовлены были плохо, в полёте часто им становилось плохо. Видимо от того, что были они все небольшого роста, худые. Так, чтобы ускорить самостоятельный вылет, организовывалось комсомольское собрание, которое постановляло – «…передовым комсомольцам вылететь самостоятельно!» Потом заходили на посадку эти передовики поперёк полосы…


Погода отличная, может быть, будем летать с грунта. «Сами» сегодня вылетели: Горошко, Череповский, Киселёв, Шишкарёв, Ларский, Горбачёв и Усольцев.


 



[ 10.09.74 – аэр. Слепцовск – В кабине Саня Горошко. Вылетел Сам. ]


 


Слетал первую заправку с Теребилиным, слетал нормально. Полетел со Стрыгиным на 102-ом самолёте, в первом полёте не убралась правая стойка, затем не убирались закрылки. После дёргания АЗС «День», стойка убралась, но не до конца. Так и летали. Слетал первые два полёта нормально, а в третьем плоховато зашёл. Стрыгин допустил меня к самостоятельному. Самолёт поставили на козелки, стали гонять шасси. Оказалось, что сначала закрывается щиток колеса, а стойке нет хода.


Теребилин послал меня на 102-0й самолёт и я полетел… - было 10.40. В полёте так и хотелось заглянуть во вторую кабину – точно там никого нет? После четвёртого разворота вышел на глиссаду, вижу впереди полосу, узкую и маленькую, похожую на карандаш. Подумалось – «Неужели я на неё попаду?» Раньше с инструктором, почему-то такого вопроса не возникало. Но тут же все вопросы и сомнения пропали – просто некогда было. Надо было каждую секунду что-то делать - выдерживать скорость, глиссаду, курс и направление на полосу, выпускать закрылки, контролировать высоту прохода Дальнего и Ближнего, вести радиообмен…


Первая посадка - отличная, вторая – на «хорошо». Есть такое «мнение», что первая посадка – это «от инструктора», а вторая – «собственная»!


Вот я и слетал САМ, даже не верится…


 



[ 11.09.74 – аэр. Слепцовск - После первого самостоятельного вылета. ]


 


Сегодня кроме меня вылетели «сами» - Роганин, Смирнов, Коробов, Криль. Роганин садился с большим креном, перед приземлением «передрал» и зацепил землю хвостовой пятой. Но это так, мелочь.


 



[ Сентябрь 1974г – аэр. Слепцовск – Л-29. ]


 


Осецкий собирал нас сегодня и рассказывал, что нам добавят двенадцать самостоятельных полётов по кругу, контрольных полётов в зону и в зону «сам». Я заступил дневальным вместе с Даниловым, Березиным и Гвозденко. Из госпиталя вернулись Дмитриев и Махиборода. Получил от друга своего и одноклассника Кольки Мельничука письмо. Пишет, что служит он в роте охраны на аэродроме Шайковка, охраняют всё подряд, в том числе и какие-то «бомбёры».


После завтрака наши ушли на аэродром мыть самолёты. На предварительную опоздали. Завтра я лечу с Владимир Фёдоровичем два круга контрольных и семь кругов «сам». Пронин сказал, что, если завтра Миша Авраменко и Вася Кукуев нормально слетают, то 14-го вылетят «сами». Дзюбинский и Филипенков летят с Осецким, наверное, он хочет проверить их на «годность к дальнейшему обучению».


Летаем в две полосы. Хотя сегодня и 13-ое, но для Швеца это удачный день – он вылетел «сам». Я брал фотоаппарат, фотографировал в полёте. Слетал с Теребилиным два контрольных круга и «сам» семь кругов. В полёте полная «свобода действий».


Завтра Миша Авраменко и Вася Кукуев вылетают самостоятельно. А всего завтра вылетает девять человек. У меня завтра три заправки - две по четыре круга «сам» и одна с Теребилиным по 9-му Упражнению контрольный полёт в зону. Владимир Фёдорович сказал – брать ППК. Предварительную написать не успел - ушли в баню.


После бани чистили картошку, потом остались в столовой смотреть по телевизору фильм «Адъютант его превосходительства». На проверку не пошли. За нами пришёл командир взвода Кондратенко, немного поорал на нас и отправил в казарму.


Я сегодня в самостоятельных полётах по кругу запрашивал у РП «конвейер», за это Пронин мне «вставил». Конвейер это, когда не заканчиваешь полёт после посадки, а после пробега даёшь обороты и снова взлетаешь. Первые самостоятельные полёты с конвейера летать запрещают, надо после каждой посадки рулить обратно в начало полосы и оттуда взлетать.


Осецкий Филипенкову ничего определённого после полёта не сказал, но, похоже, дела его плохи.


Погода отличная, летаем с грунта. Я летаю на 99-ом самолёте и 110-ом. Миша Авраменко и Вася Кукуев вылетели «сами». Сегодня вылетели кроме них - Чураков, Бельков, Лаврин, Березин, Сухоносов, Ягин и Валезнев.


С Теребилиным я так и не слетал, он снова улетел в Ставрополь. После полётов Осецкий собрал нас и провёл подведение итогов – вылетели самостоятельно 39 человек, на следующей неделе должны вылететь остальные. Насчёт того, кого намечают списать, ничего не сказал.


Сюда должна приехать комиссия из училища, поэтому наводим марафет. Вечером смотрели фильм «Место встречи – Женева».


Утром не вставали, пока не пришёл дежурный, а он пришёл минут через 20 после подъёма. «Бедный» старшина никак не мог успокоиться.


Проявил две плёнки, вышли нормальные. Проявил ещё полплёнки – оказалось, что это была уже проявленная плёнка, блин. Опоздал на построение на обед, за это белил бордюры.


На ужин Фантом притащил жабу и до полусмерти испугал Икаса (Рома Султанов), и несколько меньше – официантку. После отбоя печатали фотки - я, Славка Овчинников, Фантом и Чураков. С «тумбочки» прибегал Шманёв - под «кайфом». Потом он завалился спать, а тумбочку оставил на автопилоте.


Печатали и глянцевали до четырёх утра. Собралась приличная стопка снимков. До обеда сидел в ленкомнате, клеил фотки в альбом.


После обеда было комсомольское собрание, Осецкий сказал, что, если будет погода, то в этом месяце все вылетят самостоятельно и большинство закончит первый раздел. Затем он объявил нам, что из нас отберут 35 человек, тех, кто лучше летает и будут готовить на «Л-39» на второй курс. Это приятная новость, но почему-то не верится. Наверное, потому, что нам много обещается и мало выполняется.


Была предварительная. Теребилин ещё не прилетел из Ставрополя, за него - Бондарь. У меня завтра вторая заправка на 102-ом самолёте по 7-му Упражнению, четыре полёта. И всего будет самостоятельных - 21. Остаётся ещё в общей сложности десять заправок.


У Тихаса и Васьки Кукуева завтра по две заправки, одна контрольная и одна – «сам». Дзюбинский завтра летит со Стрыгиным, наверное, он его переведёт на 4-ое Упражнение! Филипенков снова идёт в наряд, мне его очень жаль. От него, кажется, уже отмахнулись. Представляю я его состояние. Ну, будем надеяться на лучшее. Завтра сами должны вылететь двое.


Ночью прошёл дождь. Летаем в одну полосу, высота круга 400 метров, затем 600. Теребилин вернулся из Ставрополя, контрольные полёты Авраменко и Кукуев будут выполнять с ним.


После первой заправки самостоятельные полёты забили, но через полчаса стали снова летать и даже в две полосы. Туча прошла мимо. Я должен был лететь во вторую заправку, Теребилин переставил меня в шестую. Вылетел Слава Гвозденко, это целое событие – «Инспектор в воздухе». Два раза из двух почти пикировал на полосу, потому, что высоко подходил. Вылетел «сам» Володя Серенков. Погода стоит отличная – солнца нет, прохладно, в воздухе не болтает.


Мишку Авраменко после двух кругов зарулили, а Стрыгин послал его чистить туалет за то, что он рулил на повышенной скорости. Обогнал на рулении Березина, а когда РП заставил его прорулить к нему на взлёт по ВПП, рулил очень медленно.


Я сегодня в самостоятельных полётах по кругу «хулиганил» - выполнял второй разворот с креном 60 градусов вместо 30, от второго разворота к третьему – пикировал, перебирал высоту. Однажды вынырнул у Усольцева перед носом, тот даже шарахнулся в сторону. Во втором полёте забыл после четвёртого разворота запросить конвейер, пришлось проруливать.


Филипенкова назавтра не запланировали. У меня завтра две заправки в зону по 11-му Упражнению (Вывозные полёты под шторкой…) плюс два контрольных круга и четыре круга по 7-му Упражнению – «сам». Приехал из училища преподаватель по РТС Шмелёв, будет «наземка» для Упражнения -21, то есть полёты по системе. Это из 2-го раздела (2-ой курс). Он также сказал, что наш полк получает зимой 60 штук «Л-39».


Зон сегодня нет, полетел с Теребилиным по большому кругу, садился без закрылков. На 108-ом самолёте полетел сам, после второго разворота входил в облако, пикировал и так далее. Прилетел, а Дзюбинский говорит, что он с Теребилиным летел за мной и тот всё видел. Теперь ожидаю втыка. Но, как ни странно, - не дождался.


Самостоятельно сегодня вылетели – Шманёв, Овчинников Серёга и Султанов. После обеда была наземная подготовка по 21-му Упражнению. Да, сегодня Гвозденко на проруливании остановил двигатель, пришлось вызывать АПА и запускать.


 


Глава 13. Летаем «сами».

 

Сегодня предварительная, запланировано у меня на завтра две заправки – контрольный в зону и «сам».


Погода отличная. Теребилин полетел с Махибородой на допуск, мы с Лопатько ждём. У Лопатько первая заправка, у меня вторая. Летали в 11 зону, делали виражи с креном 60 градусов, хотя по КУЛПу (Курсу Учебно Лётной Подготовки) и не положено.


Завтра должен вылететь Валя Макушев «сам». Я лечу первую и шестую заправки с Прониным по 9-му Упражнению с ППК.


Когда мы пришли с полётов, всё из тумбочек было вывалено, а тумбочек нет. После бани привезли новые тумбочки.


Сегодня был очень «насыщенный» день. Прошли уже санчасть, а нам сказали, что полётов не будет, что в Холодногорске разбился курсант Волобуев, ночью на кругу. Пока это всё, что мы знаем. Нас собрал Кондратенко и приказал вынести чемоданы. Наклеили бирки, потом стали показывать содержимое.


Ещё вчера, когда увезли тумбочки, Швец увидел свои духи у С. на кровати. Пошли проверили его чемодан в каптёрке и нашли там в носке и в галстуке значки. Из-за этого и устроили «смотр». Ну, «прижучили» его, у него оказались и мои пропавшие сигареты. Потом мы пошли в кино, посмотрели «Золото Макены».


После ужина пошли почти все на футбольное поле, привели туда и С. Вначале его спрашивали, а потом «настучали по тыкве».Пришли в казарму, там за разговорами добавили ему. Плакал и врал. Признался только в воровстве того, что у него видели. Серёга Овчинников выселил его из кубрика.


— Я, - говорит, - не желаю с тобой рядом спать.


С. перебрался в бытовку. Пошли в каптёрку и ещё раз проверили его чемодан, нашлась линейка Горбачёва и спортивная рубашка Стенникова. Решили мы его из училища турнуть, а завтра из комсомола. Значок комсомольский заставили его снять ещё раньше. Перед отбоем он пропал, его искали, но не нашли.


С. не было всю ночь, утром узнали, что Кондратенко отвёл его в санчасть в 12 часов ночи.


Ко мне приехала мама, привезла нитрокраску, что я ей заказывал. Сделали «трафареты» на чемоданы. Я заступаю в наряд, бросили жребий, мне досталось КПП. Дежурим с Витькой Лазаревым, взял у Данилова транзистор. Ночью привезли одного солдата в гражданке, пьяного.


Утром в 9 часов должен прилететь из училища полковник Демченко, зам начальника училища, наводим марафет. Луканин внёс некоторую ясность насчёт Волобуева – у него отказал АГД и было ещё что-то, что ему мешало, похоже, что дым.


Мне добавили на завтра ещё два контрольных полёта. Вчера я отдал Бырке, это солдат с группы КЗА (Контрольно Записывающая Аппаратура), плёнку, чтобы он зарядил мне её в ФКП (Фото Кино Пулемёт). Хочу поснимать через него в полёте и на посадке. Завтра будем делать полёты без АГД.


Сегодня отличная видимость. Хорошо виден Главный Кавказский Хребет, ярко выделяется Казбек. Летал в первую заправку с Прониным в зону. Сделал он один штопор, и я два. Отличная штука. Зайцев (инструктор) увидел у меня фотоаппарат, сказал, чтобы я его больше не брал на полёты. У Володи Пономаренко техник (лейтенант) тоже увидел фотоаппарат, доложил замкомэску Стрыгину.


Швеца за долгое выдерживание на посадке РП зарулил на ЦЗ и «дал туалет», то же самое с Березиным. Сегодня самостоятельно вылетели - Макушев, Лопатько, Бочков, Зайцев и Вовенко. Я летал «сам» в четвёртую заправку. Завтра не летаю. Нас, «нелетающих» собралось пять человек, будем наблюдающими за воздушной обстановкой.


Бросили жребий, мне выпало «сидеть» третьим на «воздушной обстановке». Сами сегодня вылетели - Стенников, Лазарев и Крагель.


Утром с Полищуком пошли в универмаг. Он купил для подарка инструктору Кравцу электробритву «Эра-10» (от группы), я тоже купил себе такую.


Завтра у меня одна заправка с Теребилиным в зону по 9-му Упражнению. Уже окончательно решено, что Филипенкова списывают. Завтра с Филипенковым и Гуриным я «сижу» на воздушной обстановке.


Отсидел я своё время на «воздушной обстановке» и полетел в зону с Владимир Фёдорычем. В зоне были не долго. Он торопился, сделали два штопора - один он, один я, боевых разворотов пару, пикирование, спираль и всё. После меня на «воздушной обстановке» сидел Филипенков, его забыл сменить Гурин, и он сидел до самого конца полётов. Валезнев садился «сам» без закрылок, - не выпустились.


Завтра не летаем, в училище выпуск «лейтенантов». Подошёл к Теребилину узнать, можно ли съездить домой, он обещал поговорить со Стрыгиным. Но с «домом» ничего не вышло, Лазарев с Чураковым тоже пытались, но увы. Ушли после обеда сразу в баню.


Дзюбинский вылетел самостоятельно и сегодня у него день рождения!


Утром по подъёму никто не встал, за исключением Полищука. Дежурный по гарнизону построил нас и объявил отбой за 45 секунд, никто и не пытался отбиваться. После завтрака ушли на аэродром, потолкались там минут сорок и вернулись.


Была предварительная. В понедельник у меня две заправки по 9-му Упражнению. Тихас, Швец и Серенков летают уже по 12-му Упражнению. Собрал нас Стрыгин, «побеседовал» насчёт подъёма. Меня с Киселёвым он заставил мыть пол в классе предварительной подготовки. Меня за то, что лежал на кровати, а Кесю в счёт его десяти суток ареста, которые Стрыгин объявил ему за то, что он обозвал Биркле.


Ваня Ткаченко купил себе магнитофон «Орбита-303», 4-х дорожечный. Полищук, Фантом, Зайцев и Череповский ушли к Кравцу на день рождения. «Приползли» кое-как и завалились спать, только Фантом всё бродил по казарме в плавках и рассказывал, как Череповский пил «за перегрузку» и у него из носа текла кровь. На проверке был Конобеев. Но всё прошло гладко.


Пошли на ВПП собирать камни. Потом наши ушли в станицу на фильм «Она и дьяволы» (производство АРЕ), а мы с Ваней Ткаченко в быткомнату притащили его новый магнитофон и эскадрильский и стали переписывать записи. Писали часа три. В бытовке уже набилось народу, оборудуют шинели, парадки, - готовятся «домой». Заодно музыку слушают.


Летаем сегодня как обычно. Я полетел во вторую заправку. В зоне вместо горки и пикирования с углом 20 градусов делал с углом 30, Пронин ничего не сказал. Назавтра мне запланировано две зоны по 9-му Упражнению.


На дворе первое октября. Погода для нас, курсантов, нелётная, будут летать инструктора. Как говорится, - «на себя». До двенадцати часов ждали. Всё это время одни «забивали» «козла», другие расселись по кабинам самолётов. Между делом Валя Макушев сбросил на разведчике погоды подвесные баки, в каждом по 150 литров керосина. А на другом самолёте Шура Панасов умудрился разбить на прицеле светофильтр. Стрыгин буйствует.


В двенадцать часов начали летать инструктора в СМУ. Когда уходили с аэродрома, Артюхов и Шманёв погрызлись со старшиной, тот пожаловался «наверх». Осецкий объявил Артюхову и Шманёву по пять суток гауптвахты, с Киселёва столько же снял, к всеобщему удивлению и радости Кеси. Правда, у него ещё «их есть». Завтра должны их всех отправить на губу в Грозный. Завтра день предварительной подготовки.


Перед предварительной у нас физо, одни играют в волейбол, остальные – в «козла». С площадки позвали к Стрыгину Шманёва, минут через десять Киселёв, Шманёв и Артюхов уже были одеты в шинели и стояли возле машины – едут в Грозный на гауптвахту.


Плановую таблицу оставили без изменений. Тихас снова идёт в наряд. После обеда пошли на аэродром собирать камни.


На ужин заявились наши «арестанты», - в Грозном, оказывается, нет мест и их привезли обратно. Обещают отвезти в Орджоникидзе, но вряд ли. Обедали они в Ханкале, там уже большинство летают по второму разделу, а завтра кто-то вылетает «сам» в зону по 13-му Упражнению, - в этом они нас обогнали. Но у них ещё не вылетели самостоятельно пять человек.


Пришло известие, что в Кореновске на «Л-29» не убралась одна половина закрылков – предпосылка к ЛП (Лётному Происшествию). Стрыгин «занимался» с нами по гидросистеме.


 



[ Октябрь 1974г – аэр. Слепцовск – Н. Роганин, Н. Ларский, Ю. Артюхов, В. Балабанов, А. Бельков, Е. Шманёв, С. Шишкарёв. ]


 


Проснулся в два часа ночи, мутит. Стошнило. Через час ещё раз. Утром пошёл в санчасть, по дороге – третий раз. Сегодня не летаю, после столовой завалился спать. Проспал до часу дня.


Здесь наводят марафет, завтра должен прилететь начальник училища. Наши сегодня не летали, летали инструктора. На предварительной узнал, что иду в наряд. У Филипенкова завтра две заправки, – одна с Теребилиныи и одна с полковником Крюковым, это заместитель начальника училища по лётной подготовке. Ваня Горбачёв пишет список кто куда поедет, - «пахнет» отпуском. Я с Шурой Панасовым (Шурен) иду на КПП, дежурный по гарнизону – какой-то лейтенант с несерьёзной, но весёлой фамилией Солнышкин.


С двух часов торчу на КПП. Заменил Панасова, Шурен растопил печь – жара страшная. Прочитал «Таинственный остров». Больше читать нечего.


Снова наши не летают. К Усольцеву приехал брат, он только что выпустился из нашего училища – лейтенант. В казарме навели марафет, уже прилетел генерал, он сейчас в столовой, все «бегают».


Наши стали летать, будут летать до четырёх часов. Я не отдал на КПП честь зам комэске второй эскадрильи, тот «обиделся» и мне сделали втык. Филипенкову Крюков добавил 20 вывозных полётов, очень возможно, что он вылетит. Допуск к самостоятельному вылету получили Данилов и Нагорнов.


Вечером в клубе с генералом и Крюковым разбирали гибель Волобуева. Завтра у меня одна заправка в зону по 9-му Упражнению с Пронины, у Филипенкова три заправки – две по 3-му Упражнению и одна по 10-му.


Погода над нами просто смеётся – снова не летаем. Проторчали на ЦЗ и ушли. Ходили на четыре в кино, смотрели «В бой идут одни старики». Сразу после фильма остались в столовой чистить картошку. В клубе смотрели фильм «Золотой телёнок».


Сразу после завтрака пошли в баню в станицу. Видел там Пронина, ехал на велосипеде, наверное, с базара. У нас шёл какой-то немецкий фильм.


Сегодня предварительная, а погода отличная. Ходили на аэродром, поторчали там с полчаса и вернулись. Я завтра не летаю. Иду в наряд на КПП с Гуриным. Дежурный по гарнизону Кондратенко. Ночью я катался на велосипеде, один литер (лейтенант) оставил. Затопили печь, жара страшная.


Сегодня полёты начались вовремя, этого и следовало ожидать – ведь я не летаю. Вылетели «сам» Данилов и Нагорнов. Шурен взлетел с конвейера, а на первом развороте спрашивает у РП:


— Вы мне дали конвейер? – на что РП ответил вопросом:


— А как ты думаешь?


Завтра у меня вторая заправка с Теребилиным в зону. У Филипенкова три заправки.


 



ПРЕДЫДУЩАЯ | К ОГЛАВЛЕНИЮ | СЛЕДУЩАЯ






Вы должны войти в систему, для того, что бы оставлять сообщения.. Нажмите сюда для регистрации либо войдите в систему под своим именем пользователя. здесь чтобы зарегистрироваться

При цитировании ссылка на сайт СВВАУЛШ обязательна.