В первые дни войны с японцами полк сопровождал бомбардировщиков генерала Скок. Авиационный полк помогал наземным войскам выгнать самураев из ряда городов Китая. Капитуляция Японии застала полк в порту Дальнем, а через десять дней после капитуляции Японии перебазировался в район г. Ворошилове Уссурийского края на свою, родную землю.
08.10.1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США типа F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG, нарушили нашу государственную границу и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая Речка». Это был аэродром, принадлежавший авиации ТОФ, но в это время проходили учения, и по плану учений, 821-й ИАП 190-й ИАД перебазировался временно на данный аэродром. Так получилось, что под удар американских истребителей попал именно 821-й полк. На боевом дежурстве находилась в момент атаки 1-я АЭ полка, которая и подверглась штурмовой атаке. В результате обстрела самолётами ВВС США на стоянке были повреждены 7 самолётов эскадрильи, из них один самолёт Р-63 сгорел полностью, остальные получили повреждения разной степени тяжести, но все были восстановлены техническими силами полка. Самолёты F-80 совершили два захода с обстрелом аэродрома и удалились на свою территорию. К счастью, человеческих жертв при этом налёте в полку не было. В момент атаки аэродрома «Сухая Речка», командира полка полковника Савельева В.И. на аэродроме не было – он находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, для организации взаимодействия на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной АЭ, высадил лётчиков из самолётов. В результате американцы без всякого сопротивления с нашей стороны сделали два захода по аэродрому и нанесли большой ущерб полку. Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка».
Война в Корее
Полк участвовал в войне с февраля по август 1952 года. Летчики полка сбили 44 американских самолета.
Первый удачный перехват истребителей-бомбардировщиков летчики новой смены осуществили 11 марта, когда в районе Анджу пилоты 821-го ИАП атаковали шестерку F-80 и в скоротечном бою сбили четыре из них. Согласно докладам пилотов, спаслась только одна пара "Шутинг Старов", да и то благодаря пришедшим на помощь "Сэйбрам", один из которых также был сбит. Американцы признали потерю в этот день одного "Сэйбра" из 51 -й группы перехватчиков (ГП) и одного "Тандерджета" из 49-й истребительно-бомбар-дировочной авиагруппы (ИБГ).
Через четыре дня, 17 мая в "Аллее Мигов" разыгралось несколько воздушных сражений. Сначала 20 летчиков из 821-го ИАП, которых лидировал сам командир полка Герой Советского Союза подполковник Г.Ф.Дмитрюк, были наведены по радио на группу F-84. Прикрывавшие их "Сэйбры" шли выше штурмовиков, за облаками, и ждали "Мигов" сверху. Но наши летчики скрытно подошли снизу и внезапно атаковали строй "Тандерджетов", которые сообразили, что их атакуют, только увидев пушечные "трассы" и взрывы снарядов. В панике пилоты "Тандерджетов" бросились врассыпную. Однако не всем из них удалось добраться до моря. Пять F-84 упали охваченные пламенем (только одного пилота смогли подобрать на следующий день летчики 3-й спасательной эскадрильи ВМС США). "Сэйбры" так и не успели прийти им на помощь, и все летчики 821-го ИАП благополучно вернулись на свой аэродром. В тот же день пилоты 494-го ИАП перехватили еще одну группу F-84 и отогнали их в море, успев сбить один самолет. Что удивительно, в этом налете принимали участие и несколько групп поршневых штурмовиков F-51 "Мустанг" из 35-й ИБГ. Видимо, американское командование понадеялось, что "Мигов" на них не хватит, но просчиталось. Пилотам 821-го ИАП удалось перехватить группу "Мустангов" и сбить или подбить одну машину.
Очередная встреча с противником состоялась через неделю, 25-го мая. Произошло несколько боев летчиков 97-й и 190-й авиадивизий с группами штурмовиков F-84 и прикрывавшими их "Сэйбрами". В этот день удачно действовали операторы РЛС выносного пункта управления 64-го ИАК, которые точно вывели группы "Мигов" на приближавшиеся штурмовики. Дальнейшее было "делом техники": летчики 148-го ГИАП, дважды удачно атаковали небольшие группы "Тандерджетов" и сбили три F-84. В тот же день пилоты этого гвардейского полка перехватили группу поршневых штурмовиков, идентифицированных ими как "Корсары", и сбили одну машину. "Сэйб-ры" из групп сопровождения так и не сбили ни одного "Мига", а сами потеряли один истребитель.
Так же удачно действовали в этот день и летчики 821 -го ИАП, которые перехватили на малой высоте группу F-84 и умелыми атаками сбили два из них. Остальные тут же покинули район штурмовки и улетели в море.
Летчики 821 иап, погибшие в Корее
ВАСИЛЬЕВ Александр Никитович, 1917 года рождения, Украинская ССР, г. Харьков. Подполковник, заместитель командира полка, 821-й истребительный авиационный полк 190-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 24 февраля 1952 г.
ДЕНИСОВ Иван Федорович, 1922 года рождения, Воронежская область, Буденовский район, с. Мал.-Быков. Гвардии капитан, командир звена, 821-й истребительный авиационный полк 190-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 31 мая 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
ЧЕРНИКОВ Николай Иванович, 1925 года рождения, Белорусская ССР, Гомельская область, Журавлевский район, д. Курганье. Старший лейтенант, командир звена, 821-й истребительный авиационный полк 190-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 1 апреля 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
ШМАГУНОВ Владимир (Василий) Васильевич, 1922 года рождения, Украинская ССР, Житомирская область, Чаповичский район, с. Юзовка. Старший лейтенант, летчик, 821 -и истребительный авиационный полк 190-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 4 июля 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
Истребителями Су-7 были вооружены только два полка, базировавшиеся на Дальнем Востоке (в Воздвиженске и в г.Спасск-Дальний), а эксплуатировались они в строю (будучи не принятыми на вооружение) до середины 1960-х.
После этого на вооружении полка состояли истребители-перехватчики Як-28П.
В 1980 году полк передали из войск ПВО в состав ВВС и он был перевооружен на фронтовые истребители МиГ-23МЛ, на которых летал до самого расформирования в 1994 году. Правда, это были уже не те истребители, что получали с завода. Две эскадрильи самолетов 1987-1988 годах были переданы на ремзавод для предпродажной подготовки в Анголу, а взамен их получали самолеты со всей огромной страны (тогда еще единой). Летный и инженерно-технический состав получили огромный опыт по перегону истребителей на большие расстояния. И в 1994 году 821 иап оказался единственным из полков, подлежащих расформированию, который перегнал всю свою авиационную технику на базу хранения на Урал. Остальные полки свои самолеты просто бросили.
В 1984 году большая группа летного и инженерно-технического состава была откомандирована в состав 169 гвардейского смешанного авиационного полка ВВС КТОФ, который базировался на аэродроме Кам-Рань (Вьетнам). Там они составили 3 аэ, которая была вооружена самолетами МиГ-23МЛД. Самолеты были собраны и облетаны силами личного состава аэ. На Кам-Рань самолеты перевозились в разобранном состоянии (каждый в 3-х контейнерах) на сухогрузе «Амдерма» в декабре 1984 года. А уже в марте 1985 года летный состав заступил на боевое дежурство. В 1987 году в родной полк вернулись уже не все, часть личного состава продолжила службу в других частях 1 ВА.
В 1989 году полк был вновь передан в состав войск ПВО. Ну, а с 1 сентября 1994 года 821 истребительный авиационный ордена Суворова полк прекратил свое существование.
ID пользователя #2815
Зарегистрирован: 29.12.2008 - 15:07:10
Откуда: Россия
Сообщений: 109090
Валера, ну ты молодец!!!! Полностью вся история полка. Зарегистрируйся на сайте. Если не получиться с 1 го раза, пробуй снова и снова
г. Ставрополь
д.+7(8652)737805, м.+7(903)4094928, дача+7(8652)737572
ID пользователя #1220
Зарегистрирован: 06.08.2007 - 07:24:30
Откуда: Россия
Сообщений: 283
А мне рассказывал Галаган, ст. штурман СВВАЛШ, что он в молодости тоже служил в этом полку. А еще, что в составе этого полка во время войны воевала эскадрилья "Нормандия-Неман"
167023, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д.5, кв.137
м.+7(912)1725032, д.+7(8212)365833
ID пользователя #2815
Зарегистрирован: 29.12.2008 - 15:07:10
Откуда: Россия
Сообщений: 109090
Вот про =Нормандию Неман= я не знал. Как фамилия Нач. ПДС в Спасске-Гаевой? По -моему я его в Ставрополе встречал?
г. Ставрополь
д.+7(8652)737805, м.+7(903)4094928, дача+7(8652)737572
Французская эскадрилья "Нормандия" входила в состав 18 гв. иап (до последнего времени 18 гв. шап -аэр. Галенки). А когда я служил в Спасске ходила такая легенда, что 821 иап менял в Корее как раз 18 гв. иап, но менялся только летный состав (естественно со Знаменем и номером части), а тех. состав вместе с самолетами остался прежним, т.о. полки обменялись не только местами, но и самолетами и личным составом. Ну насколько это правда не знаю, за что купил, за то продал.
ID пользователя #2815
Зарегистрирован: 29.12.2008 - 15:07:10
Откуда: Россия
Сообщений: 109090
Валера, спасибо я искал полки которые учавствовали в войне за Северную Корею, а оказывается сам служил в этом полку... И про Су-7 мне зам . командира рассказывал, но я думал, что он путает. Т.к. Су-7 истр. бомбардировщик. а где сейчас мои однополчане Ефимов, Журавлёв, Алексеев?
г. Ставрополь
д.+7(8652)737805, м.+7(903)4094928, дача+7(8652)737572
ID пользователя #2815
Зарегистрирован: 29.12.2008 - 15:07:10
Откуда: Россия
Сообщений: 109090
Посмотрел в +Одноклассниках+ фото и многих нашёл и узнал. Буду потихоньку таскать фото на сайт полка
г. Ставрополь
д.+7(8652)737805, м.+7(903)4094928, дача+7(8652)737572
Су-7 в Спасске-Дальнем точно базировались. Будучи в младшем школьном возрасте, в 1966, наблюдал их полёты. Два Су-7 стояли за забором на перекрёстке ул. Мухина и Красноармейской(?). Часть Су-7 х находилось (видимо на хранении) в дальнем углу Зеленого аэродрома. Не знаю, как они туда попадали; ни разу не видел, как они приземлялись. С Зеленого летали ИЛ-28, МИГ-15,17, АН-2, 8, ЯК-12,14 "Пчёлка" и летали очень часто.
Где-то в конце 66-67 го самолёты Су-7 убрали из основной части аэ Хвалынка за лес, cправа по курсу взлёта в сторону Спасска-Дальнего и на Зеленом их количество также увеличилось.
После некоторого затишья начались полёты ЯК-28 х. Тяжеловато они выглядели по сравнению с Су-7. Позже, но очень редко, с Хвалынки летали ЯК-28(27?) с остеклённой носовой частью (ЯК-27 или 28 Р), а один летний сезон МИГ-21 (или СУ-9). В то время (1968?) рядом с городом потерпел катастрофу ЯК-28(я был там на следующий день,с отцом, но из газика выходил только на пару минут, посмотреть на воронку. Впечатление остолось на всю жизнь) и один ЯК сгорел на ВПП (как говорили, сошёл с ВПП)
В районе Спасска находились ещё два аэродрома Красный Кут и Воскресенка. АЭ Красный Кут был заброшен. В 1966-67 там оставался один брошенный Миг - 17, который стоял у забора базы хранения боеголовок 20-й ракетной бригады. Пустых стоянок(три плиты под шасси) было много. Я скрутил с него пару каких-то штучек . Я думаю, но не уверен,что прежде чем попасть на Хвалынку 821 иап базировался на Красный Кут.
В Воскресенке находилось с десяток МИГ-17 и аэ был "живой".
У меня есть оцифрованные панорамные снимки тех лет (1963 - 1968). Я увеличу и выложу фрагменты, которые имеют отношение к базированию Су-7 \ Як-28 в районе Спасска.
ID пользователя #2815
Зарегистрирован: 29.12.2008 - 15:07:10
Откуда: Россия
Сообщений: 109090
Уважаемый А.К. конечно выложите.Я попытаюсь сделать фильм, но только о Яках и Мигах и л.с. На Су-7 я не летал, говорят, в Спасске были Су-7-перехватчики?А это нонсенс... [ Редактирование 01.06.2010 - 22:49:26 ] г. Ставрополь
д.+7(8652)737805, м.+7(903)4094928, дача+7(8652)737572
2. Стоянки 821 иап (Як-28) и 219 одрап (Ту-16) (Май 1966) http://s58.radikal.ru/i160/1006/63/8424dae7f7b5.jpg
3. Временные стоянки 821 иап Як-28. Аэродром реконструируется (Май 1966) http://i081.radikal.ru/1006/33/6c50f3167edc.jpg
4. Су-7 и др. вне основной зоны аэродрома(Май 1966). Насколько мне известно в
этой части аэ в 80 х размещалась одна из эскадрилий 821 иап на Миг-23 http://s11.radikal.ru/i183/1006/3b/4584e6be96de.jpg
5. Су-7 и др. на Зеленом аэ (Октябрь 1966) http://s56.radikal.ru/i154/1006/77/6a1409697e56.jpg
5. Су-7 и др. на Зеленом аэ (Октябрь 1963) http://i082.radikal.ru/1006/f3/80694c2d52d3.jpg
6. Стоянки 821 иап на Су-7 (Октябрь 1963). Качество не очень, но разабрать можно http://i024.radikal.ru/1006/ad/e1f6c5dee524.jpg
Конечно определить по снимкам, какого типа Су-7 - перехватчик или ист. - бомбардировщик, невозможно. Вероятно кто-нибудь появится на этом форуме из тех времён и подтвердит, что Су-7 был в варианте перехватчика. По всей информации, которой я располагаю, это так и было.
Дополнительно по поводу катастрофы Як-28: Оба члена экипажа катапультировались, но один неудачно (м-р Три(е)палин, может быть выпускник Вашего училища) - или что-то с парашютом или высотой, углом...
Су-7 создавался не в варианте перехватчика, а варианте фронтового истребителя. На вооружение официально не принимался, как, впрочем, и Як-28П. Су-7 было выпущено Комсомольским заводом несколько десятков единиц, на них летали 2 полка: из Воздвиженки (получили их первыми) и Спасска-Дальнего. Как истребитель Су-7 проиграл МиГ-21 и было решено сделать из него истребитель-бомбардировщик. Состав оборудования изменился не сильно, заводская нумерация на заводе в Комсомольске была продолжена, т.е. следом за серией Су-7 пошла серия Су-7Б. Еще характерный штрих: нумерация не началась по новой и после перехода на выпуск Су-17. И только Су-17М начал нумероваться с первой серии. А в ПВО полк попал, видимо, во второй половине 50-х годов, т.к. в Корее он воевал, как представитель ВВС, а вывели из Китая его окончательно в 1952 году, (по другим данным в 1953).
ID пользователя #2815
Зарегистрирован: 29.12.2008 - 15:07:10
Откуда: Россия
Сообщений: 109090
Спасибо А.К. и Валере. Очень интересная инфа м фото. Был на юбелее Курского полка, тоже канувшего в Лету и сделал фильм. Теперь можно браться и за Хволынку
г. Ставрополь
д.+7(8652)737805, м.+7(903)4094928, дача+7(8652)737572
ID пользователя #2815
Зарегистрирован: 29.12.2008 - 15:07:10
Откуда: Россия
Сообщений: 109090
Звонил Скорику Андрею. Он с братом Александром в Курске. Но на сайт никак не вытащу...
г. Ставрополь
д.+7(8652)737805, м.+7(903)4094928, дача+7(8652)737572
ID пользователя #2815
Зарегистрирован: 29.12.2008 - 15:07:10
Откуда: Россия
Сообщений: 109090
Всё таки мало фоток для фильма. Шлите ещё, а я займусь Смирныховским полком о . Сахалин
г. Ставрополь
д.+7(8652)737805, м.+7(903)4094928, дача+7(8652)737572